Источник: kaskad.tv

Яблоко познания

Все предыдущие месяцы борьба с коронавирусом готовила нас к главному – массовому выходу школьников и студентов с вынужденных каникул. С одной стороны, в России до сих пор каждый день фиксируется чуть менее 5 тысяч новых заражений COVID-19, что заметно повышает риски открытия школ. А с другой стороны, дальнейшая работа школ, средних специальных и высших учебных заведений в дистанционном режиме грозит катастрофическим падением уровня образования. И чрезмерное нервное поведение родительской общественности в период онлайн-образования также грозило социальным взрывом. Были среди функционеров от образования и сторонники перехода на дистанционное образование как в школах, так и в университетах. Точнее, они хотели сделать онлайн-версию базовой схемой обучения, а очную форму выделить в качестве дополнительного формата. Одним из аргументов стали достаточно радужные итоги ЕГЭ в 2020 году. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев сказал об итогах экзамена:

«Результаты в целом не лучше и не хуже результатов прошлых лет».
Школа и пандемия: главный вызов современности
Источник: irksib.ru

Если учесть, что старшеклассники последнюю четверть вообще не появлялись в школе, то форму дистанционного образования вполне можно считать успешной. Но в итоге, взвесив все «за» и «против», Министерство просвещения все-таки запустило детей в школы 1 сентября. Конечно, со множеством ограничений, разработанных совместно с Роспотребнадзором.

Надо сказать, что санитарные врачи еще с начала лета вводили педагогов в изумление своими требованиями полного разобщения классов. Речь шла вплоть до индивидуальных звонков для каждого коллектива учащихся. К счастью, до этого дело не дошло. Школьному образованию вообще тяжело адаптироваться к реалиям пандемии: все предшествующие годы её реформировали совсем в другую сторону. Увеличение наполняемости класса, когда вполне нормальным считается 32-35 учащихся в одном помещении, явно играет в пользу инфекций. Увеличение нагрузки на педагога (базовые 18 часов может позволить себе далеко не каждый) влечет за собой общение учителя с максимально возможным количеством детей. Массовое слияние школ в огромные учебные конгломераты приводит к столь опасному в пандемию «перенаселению». Как обеспечить соблюдение всех санитарных норм в школе, где учится до 5-6 тысяч человек в две смены? Тем не менее, менять что-то кардинально сейчас в школе никто не собирается, и дети с педагогами окажутся в новой пандемической реальности.

Основным барьером на пути COVID-19 становится тотальный контроль температуры на входе в школу. Как утверждают в Министерстве просвещения и региональных ведомствах, учебные заведения уже снабжены бесконтактными термометрами в необходимых количествах. Традиционную линейку 1 сентября в большинстве школы страны организуют только для 1 и 11 классов. У родителей теперь есть возможность оставить своего ребенка на домашнем онлайн-обучении – для этого требуется только заявление. Но никто отдельно учителям увеличивать нагрузку в этой связи не будет. Предполагается использование стационарных камер в классе, транслирующих происходящее на уроке для детей на «удаленке». Только вот камер таких в классах пока нет, как нет и соответствующего программного обеспечения.

Врачебное сообщество настаивает, что дети не так сильно подвержены заражению, чем взрослые, да и болеют гораздо легче. Все санитарные меры позволят до минимума снизить вероятность заражения в стенах школы. Надо сказать, что новшества не самые суровые в сравнении с другими странами. К примеру, в Германии, дети которой уже почти месяц ходят в школу, ряд федеральных земель ввели обязательное ношение масок. За нарушение — вплоть до исключения. И только самым маленьким разрешают снимать маски за партой. Поэтому все отечественные эпидемиологические ограничения в школах нужно воспринимать взвешенно.

Максимально разобщить

Для того чтобы максимально разобщить детей из разных классов, в школе их будут ждать в разное время. К примеру, половину школы к первому уроку, а второю – ко второму. За каждым учебным коллективом закрепят строго определенную классную комнату, и только физика, химия, технология и физическая культура будут проходить в традиционном формате. Причем кабинеты физики с химией принимают детей только на лабораторных и практических работах. Разные части школы будут закреплены за определенными параллелями и перемещаться детям из одной части здания в другую будет запрещено. Вплоть до того, что межэтажные двери будут закрываться на время перемен. Постараются минимизировать контакты детей и в школьных столовых. Родители в школу допускаться не будут (только по крайней необходимости), а собрания перейдут в онлайн-режим. Зачем такие драконовские, на первый взгляд, меры? Все дело в грядущей волне осенне-зимних респираторных заболеваний среди сотрудников и воспитанников учебных заведений страны. Когда дети начнут массово заболевать ОРВИ и даже гриппом, медикам придется каждого проверять на COVID-19, дабы избежать второй волны этой заразы. А справиться с этим по понятным причинам не получится. Многие помнят, когда им ставили диагноз «грипп»? Чаще всего врачи обходятся традиционным ОРВИ, выписывают больничный, и все. Сейчас такое не пройдет, у каждого ребенка с температурой придется брать анализ, что сопровождается многими неудобствами: тот же защитный костюм требуется надеть. В общем, больше всех начала учебного года боятся не родители, не педагоги и тем более не школьники, а врачи, которым придется обращать самое пристальное внимание на каждую вспышку ОРВИ. В этой связи медицинские работники со временем займут важное место в школьной иерархии. Первые две недели в каждой школе России будет дежурить врач, который будет следить за соблюдением норм безопасности, а также обучать правилам поведения учителей и детей. Предполагается в будущем увеличить в школах штат медработников и ввести их в состав педагогического совета. Вообще, появление врачей в школьной жизни подрастающего поколения можно только поприветствовать, но вот откуда взять такое количество медиков? Ввести новые специальности в медколледжи и профильные вузы? Но это шаги на будущее, а вот здесь и сейчас, очевидно, врачей не хватит. Если их только не снимут с других направлений.

До 1 января 2021 года школы превратятся в максимально зарегулированные учреждения с фактическим отсутствием традиционной внутренней жизни. Запрещены все мероприятия, где могут встретиться дети из разных классов (кроме завтрака и обеда, естественно) и тем более из разных школ. Конкурсы и соревнования для одаренных детей переведены в дистанционный формат. И если прочитать доклад об изобретении все-таки можно на камеру, то как быть с олимпиадным движением? С олимпиадниками вообще одни проблемы. В начале года для одиннадцатиклассников отменили финальный Всероссийский этап предметной олимпиады и каждому присвоили статус призера. Это не только очень престижно, но еще и дает немалые бонусы при поступлении на бюджетные места в университеты. В итоге заочные призеры олимпиады, которых ожидаемо стало гораздо больше, забрали немало мест в вузах у поступающих по традиционным схемам. Сейчас впереди четыре месяца (как минимум) тишины, и непонятно до сих пор, как организовывать олимпиаду школьного уровня, не говоря уже о городском. А это, напомним, еще с советских времен мощнейший инструмент выявления талантливых детей в глубинке, из которых потом нередко вырастают выдающиеся управленцы, инженеры, врачи и так далее.

Источник: gazeta.ru

Как ни странно, главной проблемой в борьбе с пандемией в школах стало… пресловутое 1 сентября. Традиционно учебный год начинается по всей стране в один день, который стал даже праздничным в этой связи. Но COVID-19 резко против, как говорится. На карте страны хватает регионов, не вышедших даже из первой стадии снятия ограничений: Иркутская и Томская области, Ставропольский край и другие. По требования Роспотребнадзора, здесь не только школы нельзя открывать, но и спортом на улице заниматься можно на удалении 5 метров друг от друга. Конечно, есть приписка, что окончательное решение об открытии тех или иных организацией принимает руководство региона. Но ситуация по стране очень пестрая по COVID-19, и, наверное, решение проблемы пандемии единым для всех способом будет неправильным.

В этой связи показателен опыт Германии, где каждый субъект (федеральная земля) принимал собственное решение о выходе детей в школу. Как уже было сказано выше, немцы начинают учиться в августе, но все по-разному. Кто-то, как федеральная земля Мекленбург — Передняя Померания, открывает двери школ 3 августа, а в Берлине, к примеру, дети садятся за парты только спустя неделю. В Германии многие школы открылись с двухнедельным опозданием от графика: тому причиной наряженная обстановка с COVID-19. Немецкие школы гибко реагируют на вызовы инфекции, не боясь переносить начало учебного года. Насколько концепция первого сентября в пандемию будет эффективна для России, покажет время.

Автор:
Евгений Федоров