А в чем, собственно, дело? Ведь всем известно, что у США самый большой (пока) в мире военный флот. Что у этого флота больше всего в мире атомных подводных лодок, авианосцев и эсминцев. Что ВМФ США способен решить любую боевую задачу в любом (хорошо, почти любом) районе мира с эффективностью моряка Попая, нажравшегося шпината.
У персонажа комиксов и мультиков была такая «фишка» — и так не обделённый силушкой, съевши шпината, Попай вообще мог Кинг-Конга пинками забить до полусмерти.

Но вот с американским флотом все немного не так.
Непонимание ситуации началось еще в марте, когда флотское руководство опубликовало проект бюджета на 2025 год. Как говорится, лица, близкие к ВМС США, впали в ступор. И было от чего!
Бюджетный запрос в размере 258 миллиардов долларов включал в себя целых 26 миллиардов долларов на шесть новых боевых кораблей:
— одну ударную подводную лодку класса «Вирджиния»;
— два эсминца класса «Арли Бёрк»;
— один фрегат класса «Созвездие»;
— один десантный транспортный корабль-док класса «Сан-Антонио»;
— один универсальный десантный корабль типа «Америка».
То есть, фактически 1/10 бюджета идет на постройку новых кораблей, остальное – на поддержание жизнедеятельности старых. Но вообще в 26 миллиардов также входит частичное финансирование строительства двух авианосцев класса «Джеральд Р. Форд» и подводной лодки с баллистическими ракетами класса «Колумбия».
Это, знаете ли, очень странно.
Вообще для любого другого военно-морского флота 26 миллиардов долларов и шесть мощных новых кораблей стали бы беспрецедентной удачей. Но для военно-морского флота США это означает серьёзный спад в судостроении. Военно-морской флот США пытается увеличить количество кораблей с сегодняшних 293 до 350, на эту тему было сказано и написано весьма много.
Поскольку срок службы большинства кораблей составляет 30-40 лет, военно-морской флот должен покупать в среднем по 12-14 новых кораблей в год, чтобы достичь 350 кораблей и сохранить их количество. Ему нужно примерно десять лет, чтобы выйти на такой уровень и там оставаться, ведь одновременно с вводом в строй новых кораблей будут выводиться старые.
Бюджет на 2025 год покроет лишь половину необходимых расходов. И теперь мы знаем почему. Проще говоря, военно-морской судостроительной отрасли США так не хватает квалифицированных рабочих, что она едва может строить корабли, которые уже заказаны по контракту, не говоря уже о добавлении кораблей в очередь. Можно сказать, что приплыли, но с обратным знаком.
И это не собственный вывод автора, ни в коем случае. Это выводы по результатам проверки, которую провели на военных верфях и заводах еще по приказанию бывшего министра обороны Карлоса дель Торро с января по февраль этого года. В апреле министерство обороны обнародовало результаты, и ВМС незамедлительно подтвердили их. И все просто офигели, потому что было с чего.
Семь крупнейших верфей отрасли — Bath Iron Works в штате Мэн, Electric Boat в Коннектикуте, Newport News в штате Вирджиния, Austal в Алабаме, Huntington Ingalls в штате Миссисипи, Fincantieri в штате Висконсин и NASSCO в штате Калифорния — на годы отстают от графика выполнения крупных судостроительных программ.
Основная проблема — люди. Верфи теряют квалифицированных работников быстрее, чем могут их нанимать. А сам военно-морской флот испытывает трудности с укомплектованием штата конструкторских бюро, которые передают чертежи на верфи. Численность работников судостроительной отрасли «снижается во многих регионах», — заявил журналистам Николас Гертен, глава военно-морского флота по судостроению.
По словам Гертена, хаос, вызванный мерами по борьбе с коронавирусом, стал основной причиной кадрового кризиса в отрасли. Количество квалифицированных работников, которые увольняются или уходят на пенсию, велико, а на их место приходит слишком мало новых специалистов. Разница между первыми и вторыми удвоилась по сравнению с началом пандемии. А в других случаях отдельных профессий ситуация ещё хуже.
Но ковид, конечно, не может быть единственной причиной, по которой верфи теряют людей. Стоит отметить, что уровень безработицы в Соединённых Штатах крайне низок: всего 3,9 процента по состоянию на февраль. Экономика США процветает, и многие отрасли, не только военно-морское судостроение, отчаянно нуждаются в рабочей силе. И тут играет роль оплата труда, а в этой гонке судостроение явно проигрывает. Но этот проигрыш принимает катастрофические размеры: из-за нехватки рабочих верфи отстают от графика строительства 88 кораблей, которые ВМС заказал в последние годы и которые до сих пор ждут завершения, а некоторые и начала строительства.
Сдача первого фрегата класса Constellation, строящегося компанией Fincantieri, перенесена с 2026 на 2029 год.
Сдача первой подводной лодки класса Columbia, строящейся компаниями Electric Boat и Newport News, перенесена с 2027 на 2028 или даже 2029 год.
Две партии новых подводных лодок класса Virginia, также строящихся компаниями Electric Boat и Newport News, будут сданы на три года позже.
Следующий авианосец класса «Форд» из Ньюпорт-Ньюса прибудет с опозданием на два года.
Учитывая, что многие проекты по строительству кораблей отстают в реализации из-за сокращения рабочей силы в судостроительной отрасли, неудивительно, что ВМС не хотят заключать новые контракты с испытывающей трудности отраслью. Какой смысл заказывать новый военный корабль, если никто не сможет его построить?

Неудивительно, что ВМС стремятся потратить большую часть своего бюджета на 2025 год на восстановление промышленной базы и увеличение рабочей силы. Запрос на финансирование включает инвестиции в размере 7 миллиардов долларов «в здравоохранение и цепочки поставок промышленной базы», по данным ВМС. Более половины этой суммы пойдёт на два завода, которые строят подводные лодки.
Военно-морской флот, похоже, понимает, что ему нужно решить свои производственные проблемы сейчас, чтобы потом развиваться. Планировщики флота прогнозируют резкий рост заказов на корабли в ближайшие годы: 11 в 2026 году, 14 в 2027 году и по 13 в следующие три года. А вот что прогнозируют кадровики – се тайна за семью печатями.
В этом контексте 2025 год представляет собой паузу в судостроении, во время которой военно-морской флот заказывает меньше кораблей, чтобы больше средств направить на поддержку смежных отраслей — чтобы отрасли могли справиться с огромным объёмом работ, который может появиться в 2026 году.
Но станет ли ждать Китай?

В настоящее время Соединенные Штаты и Китай имеют относительное равенство в общем объеме производства. Однако в сфере судостроения Китай занимает 46,59% мирового рынка и является крупнейшим производителем, на втором месте Южная Корея с 29,24%, а на третьем — Япония с 17,25%. Доля Соединенных Штатов составляет 0,13%.
Можно понять тех, кто сегодня в США хочет взяться за винчестер. Понятно, что не за жесткий диск, а за винтовку. Слишком разительны изменения, которые произошли за последние десятилетия. Слишком они печальны для американцев.
До конца холодной войны военно-морской флот хорошо справлялся с проектированием собственных кораблей. Однако по мере того, как всё больше работы переходило к частным компаниям, военно-морской флот сократил штат собственных специалистов по проектированию примерно с 1 200 до 300 человек. Это привело к проблемам с проектированием и производством литоральных кораблей «Фридом» и «Индепенденс», и эсминцев класса «Замволт». Были допущены аналогичные ошибки при проектировании авианосцев класса «Джеральд Р. Форд», десантных кораблей классов «Сан-Антонио» и «Америка», а также подводных лодок класса «Вирджиния».
Нет, мы серьезно говорим о стране, чей флот готовится к реальной войне с Китаем?

Самая большая проблема, с которой сталкивается военно-морской флот при подготовке к противостоянию с Китаем, — это восстановление способности строить, обслуживать и ремонтировать корабли. Не секрет, что Китай субсидирует свою судоходную отрасль: 20 крупных верфей строят военные и гражданские коммерческие суда, а 140 сухих доков позволяют быстро проводить техническое обслуживание и ремонт.
Когда-то Соединённые Штаты считали свой торговый флот и верфи стратегическим потенциалом, а корабли и верфи субсидировались правительством. К сожалению для флотских, субсидии были отменены в 1980-х годах, и вклад США в мировой объём производства сократился с 0,50 процента до примерно 0,05 процента. С точки зрения затрат на рабочую силу и строительство, американские верфи не могут конкурировать с зарубежными. Без стабильного потока контрактов они не могут поддерживать промышленную инфраструктуру или нанимать квалифицированных работников. Законы рынка, знаете ли…
У большинства военных кораблей ВМС США есть только один производитель, специализирующийся на конкретном типе судов. Чтобы снизить затраты, Конгресс обеспечивает предсказуемый и стабильный поток контрактов, что более доступно для налогоплательщиков и обеспечивает производителю стабильный приток средств для сохранения штата сотрудников.

Однако из-за такой специализации нет эффективного способа увеличить или замедлить производство. У верфей и поставщиков нет альтернативных клиентов, которые могли бы взять на себя обязательства, если правительство разорвёт контракт. Если правительство попросит строителя ускорить работу, то у того не будет резерва квалифицированных рабочих или оборудования.
У Соединённых Штатов нет дополнительных верфей, на которых можно было бы строить новые корабли и полностью обслуживать или ремонтировать те, что находятся в их распоряжении в настоящее время. Учитывая текущие возможности верфей, военно-морской флот, по оценкам, отстаёт в обслуживании на 20 лет.
Жуткая ситуация: исправные корабли выводятся из эксплуатации из-за невозможности их обслуживать, ремонтировать, модернизировать или продлевать срок службы. Управление правительственной отчётности (GAO) обеспокоено накопившимися проблемами, отметив в отчёте за 2021 год:
В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается четыре государственных верфи с 17 сухими доками. Эти верфи принадлежат правительству США и обеспечивают техническое обслуживание, аварийный ремонт и модернизацию кораблей ВМФ. В отчете за 2022 год GAO отметила, что ранее подсчитанные задержки в техническом обслуживании авианосцев и подводных лодок с 2015 по 2019 финансовый год были эквивалентны потере более половины авианосца и трех подводных лодок в год.
— говорится в сообщении.

Чтобы решить эти проблемы, военно-морской флот начал 20-летнюю программу стоимостью 21 миллиард долларов по замене и модернизации инфраструктуры в 2018 году. К сожалению, GAO пишет в отчете за 2022 год:
Чтобы устранить эти критические недостатки, следует выделить дополнительно 30 миллиардов долларов, чтобы довести их до максимально возможного «хорошего» уровня. Кроме того, следует выделить 20 миллиардов долларов на создание новых судостроительных мощностей в Сан-Диего или Сан-Франциско.
Всего-то ничего: начать и закончить.

Хорошо, выделить денег, еще раз выделить много денег, в итоге выделить очень много денег. Пластинка настолько заезженная, что мелодии и слышно. Работать кто будет?
Считается, что все эти новые субсидии и прямые государственные инвестиции позволят создать рабочие места на верфях, что даст американской промышленности возможность восстановить свою производственную базу. Потребуется время на строительство, ремонт и повторное открытие верфей. Необходимо будет создать специализированное оборудование. Также потребуется время на набор и обучение рабочей силы. В то же время субподрядчикам и поставщикам потребуется создать собственную инфраструктуру и рабочую силу.
Как только новые мощности будут введены в эксплуатацию, верфи смогут наращивать и сокращать производство или техническое обслуживание военно-морских судов, не выводя рабочих и компании из бизнеса, поскольку им будут субсидироваться работы на коммерческих судах, когда они не строят и не ремонтируют военно-морские суда. Увеличение мощностей верфей снизило бы риск того, что подрядчики-единоличники будут производить отдельные типы судов, и помогло бы снизить затраты, поддерживая инновации.
Такое впечатление, что сценарий писали авторы «импортозамещения» у нас. Вот только чем это поможет американскому флоту?
Даже если и будут построены новые верфи, возникает справедливый вопрос: а кто на них будет работать? Где взять (а речь-то идет не о сотнях) новых рабочих, которые сделают постройку этих верфей осмысленным процессом? Да, учитывая состояние экономики и низкую безработицу, шансы небольшие. Да и займет это не один год.
Есть ли какие-то варианты для США в плане противостояния Китаю, который строит новые корабли просто в устрашающих количествах?

Теоретически только один: объединиться со своими союзниками и сотрудничать с Южной Кореей и Японией — это страны, у которых достаточно мощностей для строительства кораблей, в том числе и на экспорт.
Если промышленная модернизация провалится и верфи не смогут нанять больше рабочих, чем потеряют, долгосрочные последствия для боеготовности ВМС США могут быть крайне серьёзными. Американский флот уже меньше китайского по количеству кораблей, за американцами пока боевая эффективность, но здесь, сами понимаете, вопрос времени.
И еще один момент: Китай строит военные корабли, как правило, меньше по водоизмещению и слабее вооруженные, чем американские. Соединенные Штаты в среднем строят меньше, но более мощные корабли, чем Китай. Но каждый год, когда американская промышленность с трудом справляется со своевременным завершением строительства военных кораблей, — это еще один год, за который китайская промышленность может сократить разрыв в тоннаже и огневой мощи.
И нужно быть уверенным в том, что все пойдет именно по китайскому сценарию, потому что, в отличие от США, КНР имеет огромный запас именно в плане людского резерва. Более того, в КНР может сыграть и партийная мобилизация, и все такое, из советского нашего прошлого.
В противостоянии сегодня две страны. Одна строит корабли просто ошеломительными темпами, поддерживает коммерческий флот (что в случае чего дает ВМС НОАК 700 противолодочных кораблей-сейнеров), успевает производить ремонт и обслуживание кораблей имеющихся. И страна вторая, где строительство очень высокотехнологичных кораблей идет просто черепашьими темпами, плюс еще осложняется все тем, что имеющиеся корабли не получают должного обслуживания и с трудом проходят модернизации.
И по истечении заявленных 7–10 лет может получиться очень неприятная ситуация: выходить навстречу китайскому флоту будет некому и не на чем. Одни корабли не будут построены, вторые будут находиться в ремонте, а третьи будут стоять в ожидании того самого ремонта, то есть быть небоеспособны.
Примерно как сегодня американские авианосцы.
Вот тут и впору кричать: «Где наш могучий флот, негодяи!». Но может оказаться несколько поздно, господа…
Нет Комментариев