Антимонархический демарш профессора Вяземского – типичное проявление субкультуры «либерального христианства»
На фото: виртуальный цареубийца Юрий Вяземский
Недавнее выступление некоего Юрия Вяземского, профессора МГИМО и покровителя г-на В.Р. Легойды, произвело сильное впечатление в православно-монархической среде.
Профессор в одном из интервью заявил ни много ни мало, как о своем страстном желании собственноручно расстрелять нашего Государя-Мученика Николая Александровича (если бы представилась такая возможность) за то, что тот был, по его мнению, крайне слабым царем, проигравшим Россию, приведшим ее к катастрофе.
Шаблонно-пропагандистский взгляд на царствование Николая II, приведшего Россию к вершине ее могущества и процветания и преданного элитами того времени, которые, по сговору с внешними силами, лишили его власти путем военного заговора, для гуманитария столь высокого положения в ученой среде есть свидетельство крайней степени профнепригодности, что очевидно.
Однако для нас, как обычно, важен контекст. Наш гуманитарий ведь не какой-нибудь там востоковед или что-то подобное. Предмет его научных интересов в первую очередь – именно русская культура, которая очевидным образом неотделима от русской же истории. При этом Вяземский испытывает пристальный интерес не вообще к культуре, но именно к тем ее аспектам, которые связаны с религией. Он явно позиционирует себя как культуртрегер с ярко выраженным религиозным оттенком! Да еще и с неким миссионерским посылом. То есть перед нами человек, заявляющий о своей православной религиозности и даже имеющий церковные награды, о чем еще скажем. На наш взгляд, именно здесь и находится ключ к пониманию данной ситуации и проблемы в целом.
Лобовая атака на святого Царя-Мученика, чье изображение находится в центре иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской – это в данном случае не агрессия какого-то внешнего врага, пусть даже и российского происхождения, некоего иноагента с традиционной для публики такого рода либеральным оттенком. Это удар как бы изнутри системы, от человека, находящегося практически внутри Церкви, который формально может даже считаться своим. О чем наглядно свидетельствуют события, что предшествовали кощунственному демаршу: вручение ему высокой церковной награды – ордена святого Даниила Московского I степени (при том, что I степень обычно не вручается тому, кто не имеет степеней более низких) и подобострастное интервью, взятое у него его учеником и выдвиженцем Легойдой и показанное по ТВ «Спас» в авторской программе В.Р. «Парсуна».
Вяземский – яркий представитель того явления, которое мы давно уже несколько парадоксально наименовали либеральным христианством, когда под благовидным предлогом христианской миссии и духовно-культурного просвещения продвигаются идеи, вполне сопоставимые с теми, которые двигают вышеупомянутые либеральные иноагенты. Получается своего рода оксюморон, постмодернистская борьба формы и содержания, когда в по видимости христианской оболочке выступает содержание, фундаментально чуждое христианской Традиции. Из известных клириков яркие представители – Кураев, Кочетков, Митрофанов, Мещеринов, Островский и др. Так что г-н Легойда, который в свою «Парсуну» приглашает всяких режиссерш с пониженной социальной ответственностью и т.п. более чем сомнительных персонажей – достойный ученик своего учителя.
Характерно, что, по имеющимся у нас сведениям, г-н Вяземский хорошо известен не только в среде РПЦ. Так, например, как сообщают некоторые источники, известный буддийский духовный авторитет, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев в кулуарах якобы заявил, что вышеупомянутый профессор – оккультист, сатанист и колдун, которому на территорию оной сангхи вход строго воспрещен! Как видим, буддисты проявляют куда большую духовную прозорливость и благочестие, чем наши «либеральные христиане»!
Ключевой момент заключается в том, что Вяземский – вовсе не отвязанный одиночка. Он представитель системы, своего рода гнезда, церковного по форме и антицерковного по содержанию. Мы при этом вовсе не разделяем мнения, что все было сознательно разыграно, да еще с участием самого патриарха Кирилла! Вряд ли патриарх Кирилл, давая орден учителю своего пресс-секретаря, предполагал, что тот отмочит такой фортель. Поскольку в итоге сам оказался в не вполне красивом положении, к чему не мог стремиться сознательно. Однако демарш профессора не случаен именно здесь и именно теперь, просто потому, что вышеупомянутое гнездо – настоящее средоточие сознательного и последовательного антимонархизма. Который прикрывается заботой о благе Церкви и регулярно педалируется на самом высоком церковном уровне. Возмущение простых священников и мирян для тех, кто это делает, не имеет значения. Ни малейшего. И это главное, что следует понимать во всей истории.
Владимир Семенко
Первичная публикация в сокращении – ТК «Царский крест»
Нет Комментариев