Коллаж Царьграда

Загнанная Трампом в угол Дания попыталась понять, готовы ли ей помочь отстаивать Гренландию её партнёры по ЕС и НАТО или надо сразу сдаваться. В этом заключается смысл «объезда» датского премьера Метте Фредериксен Парижа, Берлина и Брюсселя. Итог очень неутешительный: длинный язык одной лишь Франции от «раскулачивания» не спасёт. Причём США уже прозрачно намекнули, чтобы никто не рыпался.

Всё оказалось весьма предсказуемым: французы на словах петушились и только на словах же готовы с американцами воевать, немцы – трусили, скользкий генсек НАТО, этой американской «лавочки», Марк Рютте – нем как рыба. На словах – за плотно закрытыми дверями – и в теории лидеры ведущих стран ЕС Данию после кошмарного телефонного разговора Метте Фредериксен с президентом США Дональдом Трампом, потребовавшем отдать ему, наконец, Гренландию, конечно, поддерживают. «Единство» на этот счёт есть. А вот на практике, видя, что Вашингтон вовсе не шутит, и пальцем не пошевелят, чтобы самим не подставляться, так как есть с чем.

Цирк в Париже

Имитирующая великодержавие Франция не могла повести себя иначе, в том числе потому, что прекрасно понимает: никто не воспримет это всерьёз. Хотя бы просто потому, что реальных возможностей, в том числе военных, защитить Гренландию, тем более от США, у Парижа нет.

Поэтому глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро мог сколько угодно надувать щёки, что он и сделал в разговоре с Sud Radio:

Если Дания позовёт на помощь, Франция будет там. Границы Европы суверенны на севере, юге, востоке и западе… Никто не может играть с нашими границами.

У Вашингтона, утверждал Барро, не получится аннексировать остров, поскольку «границы Европейского союза не подлежат обсуждению» и никому, дескать, «не выгодно вступать в конфликт с ЕС».

Франция продолжает махать шашкой: глава МИД Жан-Ноэль Барро пообещал Дании помощь, если та попросит. Фото: IMAGO/Alexis Sciard/Global Look Press

Мы должны делать больше для защиты Арктики от иностранного влияния или вмешательства,

– добавил, тем не менее, он.

Должны-то должны, но конкретно упомянул Барро в этой связи только о Дании, которая «объявила, что увеличит своё военное присутствие в этом районе, вложив ещё 2 миллиарда евро…» Да-да, помним, что-то там ещё говорилось и о собачьих упряжках.

Пора просыпаться

Почему всё это блеф? Потому что тот же глава МИД Франции в эфире радио France Inter 8 января заявил, что не верит во вторжение США в Гренландию. Ну а раз так, значит, и помощь Франции в его отражении не потребуется, не будет «необходимости» в «развёртывании французских войск» в Гренландии, которое обсуждали Париж с Копенгагеном! Это во-первых.

К тому же, Барро признаёт, что саму Данию ужасает перспектива военных действий на крупнейшем в мире датском острове против США. Значит, во-вторых, Париж предлагал свою помощь, прекрасно зная, что её не осмелятся принять. Так что единственная цель «крутизны» Франции – произвести впечатление.

Французский президент Эммануэль Макрон прав: «Европа должна проснуться» в связи с кейсом Гренландии. Вот только, как говорят в народе, «поздняк метаться»: ничего сделать с США в ближайшие годы (а Трамп с Гренландией тянуть не будет) европейцы, находящиеся у Вашингтона на побегушках в НАТО, не смогут. Так как слова потребуется подкреплять силой, совершенно недостаточной и истощённой, к тому же, подорванной военной и финансовой помощью Украине.

Макрон пытается «разбудить Европу». Но что европейцы могут противопоставить США и Трампу? Фото: Bilal Jawich/XinHua\Global Look Press

США уже трижды пытались купить у датчан Гренландию: при госсекретаре Уильяме Стюарде в 1867 году, президенте Гарри Трумэне в 1946 году и президенте Трампе в 2019 году. Теперь будут отбирать, сразу или постепенно – не столь важно. И горе тому, кто окажется у них на пути.

Короче, все эти разговоры – бла-бла-бла на тему фейкового величия Франции, сбежавшей только что даже из набитых ценнейшими полезными ископаемыми почти всех бывших колоний в Африке, эвакуируя своих солдат на украинских военно-транспортных самолётах из-за недостатка собственных.

Воевать с США в Гренландии – это самоубийство для Франции, абсолютно немыслимая в военном отношении ситуация для всех членов НАТО и, конечно, верный способ потерять находящийся вблизи Канады последний кусочек некогда обширных французских владений в Северной Америке – заморское сообщество Сен-Пьер и Микелон. И не только это! О чём чуть ниже.

Ценные наблюдения

Очень точно прокомментировал клоунаду в Париже в своём ТГ-канале председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации сенатор Алексей Пушков:

Полагаю, во-первых, что это обычная для Макрона болтовня. Во-вторых, если вдруг в Париже решили потягаться с США, там плохо понимают соотношение сил, и для Макрона это закончится неважно. Вряд ли Трамп стерпит такую фронду. И, в-третьих, не переоценивает ли Макрон свои силы? То на Украину войска против России, то в Гренландию войска против Америки… Пупок не развяжется?

Такие разговоры, добавим от себя, могут разве что только подтолкнуть США к проведению превентивной операции по захвату набитой ценнейшими минералами и имеющей широкий выход к Арктике Гренландии, пока туда не подтянулись опереточные европейские войска. С безбашенным министром обороны США Питом Хегсетом и не менее безбашенным на этот раз президентом Трампом этого совсем нельзя исключать.

И вот почему. На встрече министров иностранных дел ЕС, состоявшейся в понедельник в Брюсселе, глава МИД Франции заявил, что его коллеги выразили Дании «решительную поддержку» и «готовы рассмотреть возможность отправки войск» в случае необходимости. Рассмешил. Так можно «воевать» с Россией (до поры до времени), но не с США.

Трусость в Берлине и Брюсселе, везде

В Германии и НАТО Фредериксен на самом деле не обнадёжили даже на словах. По крайней мере публично. И это, конечно, приговор.

На состоявшейся после переговоров с Фредериксен пресс-конференции в Берлине канцлер ФРГ Олаф Шольц говорил о чём угодно, кроме Гренландии. Например, что «необходимо укрепить европейскую опору НАТО и ещё больше увеличить расходы на оборону», что «нужны правила, облегчающие совместную разработку и закупку военной техники в Европейском союзе», что Европа будет поддерживать Киев «столько, сколько потребуется».

Шольц позволил себе по главной теме визита датского премьера лишь один трусливый, ничем не подкреплённый намёк. Говоря в связи с Украиной, что «границы нельзя перемещать силой», канцлер сделал паузу и, перейдя на английский, добавил: «To whom it may concern («Всем, кого это касается» — англ. — Ред.)». Он дал таким образом понять, что имел в виду не только Путина, но и Трампа, что для обоих не имеет никакого значения.

На пресс-конференции в Берлине Фредериксен и Шольц не упоминали напрямую Трампа, но их комментарии были явной отсылкой к требованиям американского президента отдать ему Гренландию. Фото: IMAGO/Jens Schicke/Global Look Press

Даже Фредериксен оказалась более смелой, признав в интервью датскому агентству Ritzau, что говорила в Берлине и Париже «о Дании и о дискуссиях, которые сейчас ведутся»:

Важно, чтобы мы были едины в Европе. Совершенно ясное послание странам Северной Европы, а также друзьям за пределами Европы заключается в том, что, конечно же, необходимо уважать территорию и суверенитет государств. Это краеугольный камень международного сообщества.

Перед встречей с генсеком НАТО датский премьер, чтобы избавить Рютте от возможных обвинений в нелояльности к Вашингтону, выступила, согласно агентству Ritzau, с серией заклинаний:

У меня нет оснований полагать, что существует военная угроза Гренландии и Дании. США – ближайший союзник Дании. Трансатлантическое сотрудничество абсолютно необходимо для безопасности всех нас. Я сделаю всё возможное, чтобы сохранить альянс, который после Второй мировой войны принёс мир и стабильность не только Дании, Соединённым Штатам и Европе, но и всему миру.

Что это значит? Это значит, что воевать за Гренландию, впутывать в эту историю европейские страны НАТО Копенгаген не будет – «нерушимость границ» пусть существует на востоке. Это также значит, что Гренландия, которая «не продаётся», будет продана США, или занята ими бесплатно, если европейцы только попробуют в вопросе посылки войск перейти от слов к делу. «Откупиться» от Трампа анонсированным повышением военных расходов Дании в рамках НАТО почти на 5% и паллиативными мерами по Гренландии у Копенгагена не получится.

Гренландия всё-таки будет продана американцам – никто не отважится воевать с Трампом из-за этого острова. Фото: Michal Balada/Shutterstock

Трамп выпорет Макрона и кое-кого ещё

Шумиха вокруг Гренландии выявила главного недовольного в Европе ковбойскими действиями США, которым, естественно, оказалась обожающая исторически демонстрировать строптивость Франция. Именно она, пусть только и на словах, встала на пути неоимпериализма США. Чего Трамп и его команда, кажется, терпеть не намерены и что хотят пресечь в корне. Так же, как конкуренцию и интриги со стороны преданной глобализму Британии Кира Стармера.

Именно в этом контексте следует воспринимать на первый взгляд абсурдистское предложение правой руки Трампа миллиардера-инноватора Илона Маска, настоявшего на переименовании в соцсети Х Ла-Манша в пролив Джорджа Вашингтона.

«Новое название для вод, разделяющих Англию и Францию». Пост Илона Маска в социальной сети.

Этот выпад – предупреждение Парижу и Лондону сидеть тихо, иначе территориальные претензии США к Европе будут иметь продолжение, и одной Гренландией дело вовсе не ограничится.

Пост Маска в Х – это конкретное указание на то, что случае продолжения фронды вначале Франция, а потом и Англия (именно в таком порядке, потому что Маск выбрал французское название пролива – Ла-Манш, а не британское: Английский канал) будут поставлены перед необходимостью уступить США некоторые свои заморские территории.

Вашингтону, например, ничто не помешает представить дело так, что Китай уже покусился и вот-вот начнёт захватывать бунтующую против Парижа французскую Новую Каледонию, Микронезию, Полинезию, посягая на их природные ресурсы, создавая «угрозу международному судоходству» и безопасности США. То, что Францию не взяли в AUKUS, плохой признак для Парижа, который за «колониализм» начал клевать даже Азербайджан. И то, что британцы провели последний саммит Содружества на Самоа, – тоже явно неспроста.

А ещё Трамп может, чтобы полностью «уесть» Лондон, поддержать справедливые требования Испании на Гибралтар, Аргентины – на Мальвинские (Фолклендские) острова, после чего станет, наконец, героем Латинской Америки, хотя такое, казалось бы, просто невозможно представить.

А ещё США Трампа (это уже было анонсировано много раз) могут попробовать прибрать к рукам Канаду, отобрав её у британского монарха, а также поддержать превращение Австралии из конституционной монархии в республику, к чему та вполне созрела.

Но если с англичанами американцами хотя бы говорят на одном языке, то французы в этой англосаксонской компании совершенно чужие. Они уже это почувствовали, так как «кидалово» с отказом чутко держащей нос по ветру Австралии от французских атомных подлодок – это только начало.

Что с того?

Хотя Россия, увы, по совокупности факторов не в той же «весовой категории», что США, стоит внимательно присмотреться, взяв кое-что на вооружение, к шагам Трампа по усмирению своих вассалов, что могло бы помочь Москве в отношениях с союзниками, которые слишком много себе позволяют.

Если бы европейцы были умнее, не столь трусливы и не так сильно разобщены, не страдали бы русофобией, они бы воспользовались моментом, чтобы, поделив с Россией Украину, создать общий фронт против США, к которому с превеликим удовольствием присоединились бы и Китай, и Латинская Америка. Всем миром мы бы отбили у США охоту тиранить слабых. Но они этого не сделают. Куда больше шансов, что это сделают США с Россией против Европы. Кошмар для которой, таким образом, ещё совсем не закончился – он только начинается.

Сергей Латышев