Коллаж Царьграда
Сербия переживает один из самых масштабных политических кризисов за последнее десятилетие. В маленькой славянской стране идёт глубинное противостояние между большинством сербов, защищающих свою национальную и духовную идентичность и независимое развитие государства, и президентом Александром Вучичем, которого обвиняют в коррупции и сдаче Косово и Метохии в обмен на вступление Сербии в Евросоюз и в целом в «распродаже страны». При этом позиция официальной Москвы в отношении событий в Сербии вызывает у сербов массу вопросов, которые остаются без ответа.
Самый мощный протест
Такого накала народных протестов в Сербии не было как минимум последние лет десять. Волна протестов, начавшаяся в ноябре 2024 года после трагедии в Нови-Саде, где обрушился бетонный навес железнодорожного вокзала и убил 15 человек, переросла в общенациональное движение против власти президента Александра Вучича.
В последние дни на улицы сербских городов выходит до полумиллиона протестующих. Но трагедия в Нови-Саде – это только триггер для протестов. Есть недавняя аналогия с тем, что происходит в Сербии. В 2019 году в Чили бушевал народный бунт, который зрел несколько десятилетий. Его формальной причиной было мизерное повышение стоимости проезда в городском транспорте. Но дело было не в копеечном билете на автобус. Чилийцы протестовали против крайнего социального неравенства, и дело дошло до народного восстания и пересмотра Конституции страны.
Сейчас сербы протестуют против политики президента Вучича в целом, обвиняя его в тотальной коррупции, в сдаче албанцам Косово и Метохии в обмен на обещания Брюсселя принять Сербию в ЕС.
Манифестация в центре Белграда. Скриншот: Сербские Telegram-каналы
В чём суть претензий
Главные участники манифестаций – студенты и молодёжь, что логично объясняется естественным во все времена обострённым молодёжным нонконформизмом. Тем не менее лозунги демонстрантов поддержаны большинством сербов. Чем они недовольны? Если концентрированно представить их претензии, то можно вывести следующий ряд:
- Сербии грозит исчезновение. С экономической точки зрения «в стране уничтожается здоровая экономика, поглощённая грабежом чиновников», «исчезают бюджетные финансы, поглощённые коррупцией».
- Исчезновение «политического общества, где больше нет институтов, нет честных выборов, нет парламента, а вместо Народной скупщины (парламента) — однопартийная группа бездельников», представляющих Сербскую прогрессивную партию.
- Исчезновение «внешнеполитической позиции, где вместо друзей и союзников у Сербии есть различные западные посланники по Балканам и колониальные администраторы, которые приезжают в Белград, чтобы представить списки требований» к сербским властям. У Сербии отняли Косово и Метохию, которые являются колыбелью сербского государства и Сербской Православной Церкви. Президент Вучич обменял Косово и Метохию на обещание вступления Сербии в Евросоюз.
- Полным ходом идёт «продажа Сербии». И сербы протестуют против решения правительства о восстановлении лицензии австралийско-британского концерна Rio Tinto Group на разработку крупнейшего в Европе месторождения лития. Проект Jadar стоимостью 2,4 млрд долларов был приостановлен в 2022 году под давлением общественности. Но перспектива его возобновления очевидна. Нынешняя власть «оставляет страну без воздуха, без воды, без земли», поскольку реализация проекта концерна Rio Tinto Group сделает всю Западную Сербию непригодной для жизни. А шинный завод для китайской компании Linglong в Зренянине «отравит плодородные равнины исторической области Банат».
Информационный центр проекта Jadar концерна Rio Tinto в Сербии. Скриншот: nspm.rs
С ног на голову
Но вся «изюминка» нынешнего конфликта заключается даже не в том, что ситуация обострена до предела и готова вылиться в массовые столкновения населения с правоохранительными органами. Самое странное в этом то, что официальные власти пытаются указывать на Запад как на организатора народного протеста. Мол, Запад руками неких НКО готовит в Сербии цветную революцию.
Это при том, что у нынешних протестов нет никакого формального центра или организатора, что на самом деле затрудняет властям работу по информационной дискредитации протестующих. А главное то, что сам президент Вучич – абсолютно прозападный политик, который работает исключительно в интересах США и ЕС, но прикрывается лозунгами «дружбы с Россией».
И потому полный абсурд, который слышат простые сербы по поводу «руки Запада» в их протестах, подогревает эти протесты ещё больше.
Официальный Белград уже давно подписал с НАТО ряд соглашений, которые делают Сербию де-факто членом НАТО без формального вхождения в альянс. Более того, на днях бывший исполняющий обязанности директора Национальной разведки США Ричард Гренелл, традиционно в команде Трампа занимающийся Сербией и западными Балканами, осудил протестующих, «нарушающих закон», и однозначно выступил на стороне президента Вучича. Это и понятно: Вучич – человек Запада.
В некотором смысле Гренелл подставил Вучича своим осуждением «насилия» со стороны протестующих, поскольку явно продемонстрировал то, что США и официальный Белград находятся на одной стороне баррикад. А Вучич продолжает бубнить о «западной цветной революции» в Сербии.
Пост Ричарда Гренелла в известной соцсети. Советник Трампа осуждает «насилие» со стороны протестующих
И Москва туда же?
Но самым странным в этой ситуации является позиция русского МИД, который, согласимся, находится в нелёгком положении, определяя своё отношение к официальному Белграду в контексте народных протестов.
Позиция американского представителя Гренелла понятна. Но почему на стороне Вучича наш МИД?
Вот что на днях заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова по поводу событий в Сербии: «Есть попытки насаждения хаоса, как это происходит в Сербии и в других странах. Это является «универсальным ключом» коллективного Запада ко «входу» в то или иное государство, которое не может дать отпор или верит в эти западные заверения. Ставится задача <…> лишить Белград суверенной воли, заставить поступиться жизненно важными интересами, отказаться от нормальных, дружественных, исторических отношений с Россией, предать нашу страну».
Ещё раз отметим: протестующие в Сербии видят себя друзьями России и протестуют как раз против «предательской политики» Вучича. 61 процент сербов выступают против вступления страны в ЕС. Дело в Сербии может вполне обернуться свержением нынешней власти.
Своей поддержкой Вучича, которого сербы называют «великим предателем», русский МИД отвращает сербский народ от России. Сербы во все времена смотрят на Россию как на своего защитника. А защитник сербов демонстрирует, что он будто бы ничего не понимает в том, что происходит в Сербии, и поддерживает скрытого (или почти открытого) русофоба президента Вучича, а прорусски настроенных сербских демонстрантов записывает в агенты Запада.
Вучич и Зеленский встретились в Давосе как друзья. Скриншот: Telegram-канал Slovenski Medved
Любить Россию
А может, дело отнюдь не в непонимании Москвой сути событий в Сербии? Тогда в чём?
Думается, что поддержка Москвой президента Сербии Вучича – очевидного сторонника западного пути своей страны – чревата серьёзными проблемами для России в будущем. Заметим важнейшую вещь: президент Вучич крутится как уж на сковородке в связи со вступлением или невступлением Сербии в ЕС, что противоречит союзническим связям с Россией именно потому, что в крови у сербов живёт любовь к России и преданность единой с русскими Православной вере.
Не будь этой многовековой любви к России, Сербия давно бы стала членом НАТО, как стали бывшие югославские республики Хорватия и Словения. А сейчас такими витиеватыми заявлениями мы сами рвём братские узы с сербами, которые должны быть нам дороже поддержки в пользу предателей, облечённых официальными должностями, дороже всяких конъюнктурных соображений.
Нет Комментариев