Коллаж Царьграда
В Госдуме предложили ввести возрастной ценз для пользования соцсетями, чтобы защитить детей до 14 лет от опасностей интернета. Эксперты сомневаются, что инициатива будет иметь успех, однако они согласны с тем, что соцсети стали существенной проблемой, и не только для юного поколения.
Депутат Госдумы от партии «Новые люди» Амир Хамитов заявил журналистам:
Не секрет, что именно в соцсетях ищут своих жертв педофилы и другие извращенцы, именно там ведётся и антироссийская пропаганда, там же вербуют в свои ряды и приверженцы деструктивных культов. А бездумные поборники так называемых свобод либо не хотят понимать всей серьёзности ситуации, либо сами – осознанно или нет – действуют в интересах врагов наших детей. Для того чтобы защитить несовершеннолетних пользователей, например детей до 14 лет, от всех опасностей, можно ввести возрастной ценз для пользования соцсетями.
По мнению Хамитова, взрослый человек может фильтровать информацию и выбирать достоверные источники, а вот ребёнок такой внутренней защиты не имеет. Правда, этот тезис приводит к весьма эмоциональным спорам в экспертном сообществе.
Комментируя в эфире Царьграда предложение парламентария, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Парфун признался, что он понимает, почему подобная инициатива могла появиться: действительно, в силу особенности своей психики и развития дети, особенно маленькие, не могут хорошо себя контролировать:
Моим младшим сыновьям три и шесть лет. Мы стараемся ограничить для них пользование интернетом, но экран для них – как наркотик, они всё время пытаются увеличить отведённое им время. Так что суть запрета мне понятна и как отец я могу её поддержать: соцсети могут принести больше зла, чем пользы. Читать книжки – лучше, сходить в театр – полезнее, как и играть в живые игры с людьми. Как медиаэксперт я могу подтвердить, что в социальных сетях обманывают детей, для этого существует множество инструментов. Запрет может снизить все эти риски.
Депутат Госдумы Владимир Плякин тоже считает, что идея ограничения доступа детей к соцсетям актуальна. Все родители хотят своим детям лучшего:
Каждый из нас в той или иной степени является активным пользователем соцсетей, и это отнимает у нас уйму времени. А информацию, которую в этих соцсетях мы черпаем, даже взрослые люди не могут должным образом отфильтровать. А уж информация, которую получают там дети, – это вообще спорный момент. Поэтому сама идея как-то ограничить детям возможность жизни в социальных сетях – она, на мой взгляд, наверное, правильная.
По мнению Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирины Волынец, у детей развивается цифровой аутизм, то есть зависимость от социальных сетей, которая выражается в том, что реальные события в жизни для них подменяются виртуальными. Это, в том числе, создание так называемого треш-контента, который заставляет детей рисковать своей жизнью, жизнью своих близких.
Однако специалист по технической и информационной безопасности Сергей Трухачёв видит в подобном запрете попытку переложить ответственность на соцсети, забывая о том, что главная роль в воспитании детей отводится родителям:
Ключ к решению данной проблемы не в ограничении доступа, а в просвещении, развитии критического мышления у детей, и активном участии родителей в жизни детей, контроле их соцсетей. С детьми надо разговаривать, расспрашивать, что им интересно.
Некоторые депутаты предлагают установить «тотальный контроль за контентом», потому что «кто угодно и что угодно может выкладывать». Однако такие идеи нереализуемы.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, комментируя подобные инициативы, заявил, что изменить природу человека никто пока не смог, поэтому проще будет вообще запретить интернет – всё, что в нём находится, это отражение нашей жизни:
Я глубоко убеждён, что научить детей отличать плохое от хорошего должны родители. И мы будем всегда проигрывать, если станем запрещать что-либо, потому что детей будет к этому тянуть.
Предложения по запрету соцсетей звучат не только в России. Например, в Австралии перешли от слов к делу и запретили подросткам до 16 лет пользоваться социальными сетями. Но как это может быть реализовано на практике? По мнению Алексея Парфуна, есть только один путь: создание для каждого пользователя уникального цифрового паспорта, который его идентифицирует и ограничит доступ к тем или иным ресурсам:
Это позволяет сделать технология блокчейна, но это долгий путь. Это надо пропагандировать, это нужно внедрять. А сейчас мы как бы пытаемся «фарш провернуть назад»: сперва дали эту вольницу, пустили во все эти социальные сети, все ими начали пользоваться, подсели на эту дофаминовую иглу, а сейчас мы пытаемся это ограничить. Но сделать это по-настоящему сложно. К сожалению, некоторые родители кинут планшет ребёнку, лишь бы он их не отвлекал. Мы примеры такого безответственного родительства видим нередко. И именно такие родители придут к нам и скажут: «А зачем вы запрещаете, что это такое, ай-яй-яй!»
Будет ли эффект от этих инициатив? Сейчас сложно сказать. Как известно, запретный плод сладок. Однако и делать вид, что нет проблемы, на мой взгляд, крайне опрометчиво. Очевидно, прогресс не остановить, но его можно и нужно регулировать.
Нет Комментариев