Коллаж Царьграда

«Муслим, дай ему!»: Кадыров выступил против Бастрыкина и Колокольцева. Разбираться будет Путин – жёстко. Произошёл вопиющий инцидент, аналогов которому припомнить, пожалуй, не получится – при всём желании. Глава Чечни – то есть руководитель одного из 89 регионов России в статусе губернатора, – публично отчитал и оскорбил сразу двух руководителей силовых ведомств государства: председателя СКР Александра Бастрыкина и министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Причина – судебный процесс над 14-летним подростком, уроженцем Чеченской Республики, который, по версии следствия, в составе этнической шайки хулиганов избивал московских школьников на улицах. Просто так – ради отработки ударов. Окружение Рамзана Кадырова уверило своего шефа, что всё это не так и сам паренёк – невинная жертва «беспредела правоохранителей». Как было на самом деле, разбирался Царьград.

Жил да был в столице России чеченский подросток – некий Роман Мурдиев (сейчас ему 14 лет), которого, впрочем, в семье и среди друзей предпочитали всегда называть Муслимом. Учился в школе, а ещё — занимался спортом. И, понятное дело не шахматами, и не синхронным плаванием, а контактными видами. Был он всегда, по отзывам, предельно энергичен, подвижен и неспокоен.

Компания приятелей ему подобралась под стать – тоже юные «спортики», но в основном, постарше: таджик, два азербайджанца, езид и двое русских, которые были на подхвате у остальных. И вот друзья эти решили, что тренировок в зале как-то для них маловато, и надо чеканить приобретённые навыки в «реальных условиях» и непременно на живых противниках, а не на «грушах» или ростовых куклах.

Сказано – сделано.

И межнациональная шайка (или банда, кому как угодно) «реальных пацанов» отправилась на улицы Москвы.

Избивали слабых – тех, кто не мог дать сдачи…

Впрочем, несмотря на то что «бойцы» мнили себя крутыми «воинами октагона», жертв себе они выбирали послабее – в основном, школяров.

Как рассказали Царьграду источники, обычно младшие участники группировки задирали проходивших мимо мальчишек – русской внешности, само собой, а потом подключались те, что постарше. И начиналось избиение.

Стоп-кадры избиений//Предоставлено Царьграду источником.

Нападали в торговых центрах, на подземных парковках, возле остановок общественного транспорта. Где придётся. Кстати, порой свидетелями этих атак становились и взрослые (см. стоп-кадр в центре на картинке выше), однако, как правило, старались не вмешиваться. Потому что хоть в шайке и были подростки, но пара-тройка из них имели вполне себе внушительные габариты – и им ничего не стоило переключиться и на тех, кто годится им в отцы-матери.

Удары на мальчишках отрабатывал, как правило, кто-то один, а остальные в это время наблюдали поблизости, подбадривая вышедшего на «уличный спарринг» приятеля криками и советами, как лучше бить. А если у того не получалось, помогали уже сами – кулаками и ногами.

И, само собой, монтировали ролики с «геройствами», на которых на кадры с избиениями накладывали бравурную музыку.

…А от сильных могли и получить как следует

Сколько именно таких нападений было, никто толком не знает, потому что в правоохранительные органы обращались, естественно, не все жертвы. Следователи установили восемь пострадавших, из которых семеро несовершеннолетних и ещё один, уже достигший 18-летнего возраста (т.е. не церемонились, ещё раз повторим, ни с кем).

В основном, все эти безобразия проходили в Хорошёвском районе — или в ТРЦ «Авиапарк», или в парке культуры «Ходынское поле», иногда – в ТЦ «Дискавери» (это уже Ховрино) и в Химках (там они демонстрировали свои бойцовские умения прямо на территории одной из школ).

Стоит здесь заметить, однако, что периодически «спортики» тоже получали сдачу – и прилично. В распоряжении «Первого Русского» оказалась запись драки, в которой участвует именно Руслан (Муслим) Мурдиев, снятая на телефон одного из его приятелей-подельников.

На кадрах чеченский боец-недоросль сцепился с крепким русским мальчишкой, но тот (видимо, самбист или дзюдоист), пропустив пару чувствительных ударов по лицу, парировал ему своими «кроссами», а потом сделал то, что в борьбе называется «проходом в ноги». Повалил на асфальт и попытался даже сделать болевой.

Всё это происходило под выкрики «группы поддержки» Мурдиева:

«Муслим, (бей), ногу ему ломай, ломай!»,

— ну и всё в таком духе.

Запись обрывается на моменте, когда кто-то из членов банды, пытается вырвать Муслима из цепких рук русского паренька, который, хоть и с разбитым носом, не сдавался. По некоторым данным, однако, далее его «наказали» за то, что не хотел быть избиваемым «статистом».

«Он же ни в чём не виноват, этого его побили»

Удивительно, между тем, другое. 18 октября, по информации Царьграда, правоохранители задержали нескольких членов группировки – тех, кто постарше: отпрыска мигрантов из Таджикистана и его товарища, этнического азербайджанца, уроженца Екатеринбурга, — но остальные… продолжили свои «выступления». И только после того, как 29 октября оставшаяся часть банды отметелила очередных своих жертв, их тоже взяли.

Но – вот, всё же задержали. И, казалось бы, всё логично и закономерно: совершил преступление (а действия членов группировки квалифицировали по ч. 2 ст. 213 УК России – «Хулиганство, совершённое группой лиц по предварительному сговору») – получи соразмерное наказание. Как и полагается.

Всего в банде состояли семь-восемь человек, обвинения предъявили пятерым. А дальше начались, мягко говоря, странности.

Во-первых, Мурдиеву, которого в отличие от остальных — его старших подельников, отпрысков мигрантов, не стали заключать под стражу, а назначили ему в качестве меры пресечения домашний арест. Потому что в декабре прошлого года судья Замоскворецкого районного суда Москвы Багрова отказалась удовлетворить ходатайство следствия.

 Судья отказалась удовлетворить ходатайство следствия о заключении Мурдиеву под стражу//Скриншот страницы сайта mos-gorsud.ru/rs/zamoskvoreckij

Во-вторых, к защите юного чеченского «бойца» активно подключился уполномоченный по правам человека в Чеченской республики Мансур Солтаев. На его сайте мы насчитали девять новостей, начиная с середины июня уже текущего года, посвящённых Мурдиеву.

Общий посыл такой: негоже паренька содержать под домашним арестом, ведь он вообще ни в чём не виноват, а в драку ввязался лишь для того, чтобы защитить своего «12-летнего знакомого». И это не он, а его избил соперник.

Содержание видеосъёмки расследуемых событий доказывает, что именно выраженное агрессивное поведение «потерпевшего» А.А. в отношении уступающего ему по возрасту и всем физическим параметрам малолетнего Б.Р. повлекло вмешательство в драку Романа. Решение обвиняемого заступиться за своего знакомого 12-летнего Б.Р. и предотвратить возможный вред его здоровью не может быть рассмотрено как умысел на грубое нарушение общественного порядка,

— говорится на сайте чеченского омбудсмена.

Чеченский омбудсмен очень активно включился в защиту Муслима Мурдиева//Скриншот страницы сайта chechombudsman.ru

Мы ничего не имеем против защиты одного ребёнка другим от агрессора, тем более, когда приходится вступать в драку с тем, кто больше тебя по «всем физическим параметрам». Штука, однако же, в том, что Царьград ранее ознакомился с этой съёмкой (сейчас она размещена уже и в ТГ-канале Следственного комитета; кстати, публикация её — вынужденная мера, но об этом ниже). И хорошо видно, что именно Мурдиев нападает на соперника, который ниже его на голову, хоть и, действительно, плотнее.

Слева – момент той самой драки. Справа – «братва» говорит, что проблемы с силовиками для группировки – ещё не конец//Иллюстрации предоставлены Царьграду источником.

И, вероятно, сам региональный омбудсмен, и родственники Мурдиева пребывали в уверенности, что смогут разрулить собственными силами сначала проблему с домашним арестом Муслима, а потом и с самим судебным процессом.

Но есть основания полагать, что в какой-то момент эта уверенность поколебалась.

4 сентября уголовное дело по обвинению пятерых фигурантов, ещё раз акцентируем на этом внимание, в «Хулиганстве, совершённом группой лиц по предварительному сговору», поступило на рассмотрение в Савёловский районный суд столицы.

Но, судя по картотеке, с тех пор не состоялось ни одного заседания по существу, слушания откладывались шесть раз. И очередное назначено на 18 декабря.

С 4 сентября, когда уголовное дело поступило в Савёловский суд, не состоялось ни одного заседания по существу, они каждый раз переносились//Скриншот страницы сайта mos-gorsud.ru/rs/savyolovskij

«Этого парня не посадят, выпустят, я сам со всеми разговаривал»

И вот тогда уже – самое интересное. В ход пошла самая тяжёлая артиллерия. В среду, 4 декабря, ходе своей прямой линии глава Чечни Рамзан Кадыров взялся прокомментировать эту историю. Но – как он это сделал!

Кадыров, будучи главой одного из 89 регионов большой России, решил предъявить претензии руководителям сразу двух силовых ведомств страны – министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву и председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину.

Они сидят в кабинетах и ждут команду, как было в ситуации с мигрантами. Я лично присутствовал, когда два президента узбекский и российский говорили о миграции узбеков в Россию, как надо найти общий язык, чтобы не мешали узбекам, которые проживают здесь. А сейчас что делают: Колокольцев дал команду — забирают, избивают, выгоняют, выдворяют, беспредельничают. Потом они заявляют, что с нами никто не хочет дружить, общаться,

— для начала сделал «прогрев» глава ЧР.

И добавил, что из-за того, что эти два руководителя федеральных ведомств, «не выполняют достойно и качественно поставленные президентом задачи, Россия потеряла Украину и Грузию». Ни много, ни мало!

Скриншот поста из ТГ-канала t.me/groznytv

И дальше:

Они не государственники. Этого парня (Муслима Мурдиева. – приме. Ред.) не посадят. Ничего с ним не сделают, его выпустят. Я сам лично со всеми разговаривал. Но те люди которые беспредельничают, сидя в креслах и не смотрят что за окном, их Всевышний накажет, а Муслим по воле Всевышнего скоро освободится,

— заявил Рамзан Кадыров.

Ещё раз: один из 89 губернаторов предъявляет жёсткие претензии, публично — словно подчёркивая, что он обладает особым статусом (опять же, ни в коей мере мы сейчас не собираемся говорить ничего плохого, Боже упаси, о тех воинах, в том числе, и чеченцах, которые доблестно выполняют боевые задачи на СВО), — обвиняет глав МВД и Следкома России. И утверждает, что «со всеми уже переговорил». С кем, интересно?

И — это как вообще?

Даже история с «Вайлдберриз», вызвавшая много шума, когда глава Чечни открыто поддержал одну из сторон конфликта, а потом чеченские охранники Владислава Бакальчука участвовали в смертельных разборках со стрельбой в шестистах метрах от Кремля, — даже тогда не было ничего подобного.

Есть доказательства и показания самих обвиняемых. И есть видеозапись

В МВД комментировать заявления главы Чеченской республики не стали. А вот в Следственном комитете отреагировали – во-первых, опубликовали то самое видео, где можно без труда увидеть, как происходит драка с участием Муслима Мурдиева, а во-вторых, свой комментарий дала официальный представитель СКР Светлана Петренко:

Касаемо уголовного дела о хулиганстве, совершённом в Москве в сентябре 2023 года, необходимо отметить, что правоохранительными органами приняты исчерпывающие меры по установлению всех обстоятельств произошедшего и лиц, причастных к противоправным действиям. В ходе расследования получены показания обвиняемых, подтверждающие факт вступления ими в сговор для совершения хулиганских действий, а также показания потерпевших и свидетелей. Обнаружены электронные носители информации с видеозаписями совершенных нападений. Имеются и иные доказательства преступных действий соучастников.

Существует одно важное правило: если не знаешь, как поступать или как оценивать ситуацию, поступай и оценивай по закону, указывает полковник запаса, первый министр госбезопасности ДНР, политический обозреватель Царьграда Андрей Пинчук:

Кадыров, как глава региона России, нарушил его (это правило), когда позволил себе вмешиваться в работу правоохранительных органов. Это категорически недопустимо. Мы все знаем, что за вмешательство в правоохранительную деятельность предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Вспоминается недавнее заявление Фадеева, председателя Совета по правам человека, который утверждал, что в Чечне почти что существует правовое поле и нужно с пониманием относиться к «косякам». Такие высказывания как раз и создают условия для того, чтобы в общественное поле вносились такие странные и порой противозаконные заявления, как те, которые сделал Кадыров.

Зачем размышлять, продолжает Пинчук, почему и с какой целью это было сказано? Есть простое и понятное мерило — закон. И когда мы отходим от закона, то — приближаемся к хаосу.

И вопрос стоит не в том, что Кадыров критиковал силовиков, а в том, что он фактически нарушил законы, вмешиваясь в их работу. Президент, как главный куратор силовых структур, естественно, должен дать оценку подобному поведению. Критика силовиков — это одно, но нарушение закона — это совсем другое. Поэтому важно смотреть на ситуацию не через призму кулуарных спекуляций, а исключительно через закон,

— резюмировал эксперт, который в недавнем прошлом командовал на фронте добровольческим отрядом «Барс-13» – одним, кстати, из наиболее успешных боевых подразделений в зоне военной спецоперации.

Что с того?

Ситуация сегодня бурно обсуждается в Сети. И не только в нашем инфополе, но и, что самое неприятное, в стане противника. Там – очень сильно изгаляются и радуются, что, мол, у «русни» (они не делают разницы, кстати, чеченец, или дагестанец, или бурят, или русский; у них все мы – русские) вон какая дрязга вышла. Ах, как замечательно!

В отечественном ТГ-сегменте бытует сейчас мнение, что Рамзана Кадырова просто подставило окружение, которое, зная горячий нрав своего шефа, выгодно обыграло эту партию — посмотрите, подставили чеченского ребёнка, судят ни за что и так далее. Не исключено, что всё именно так и есть. Но! Есть субординация, есть ответственность публичного лица и есть, наконец, как верно подметил Андрей Пинчук, наше законодательство. И преступать его нельзя в любом случае.

И мы очень надеемся, что Рамзану Ахматовичу эти вещи конструктивно и внятно объяснят – например, в Администрации Президента. Иначе, получается, что у нас действует принцип исключительности. А такого допускать нельзя. Это – самый короткий путь к беззаконию.

Царьград продолжает следить за развитием ситуации.

Отдел расследований «Первого русского»