«Владимир Зеленский хочет вернуть своих граждан домойоднако принимающие страны получают выгоду от притока рабочих рук.

Центральная и Восточная Европа испытывают кадровый голоди такие страны как Польша и Чехия попросту не хотят терять людей.

Этот нажим усилился с тех поркак Зеленский в своём новогоднем обращении призвал соотечественников определитьсякто они – беженцы или граждане (иликак он сам выразилсяжертвы или победители), и заявилчто стране пришло время объединиться», – пишет американское издание Bloomberg.

Европейские правительства предоставили беженцам особый статус и выделили финансовую помощь. Однако некоторые страны, например Чехия, с тех пор урезали свои щедроты и не спешат предлагать им долгосрочные меры вроде обеспечения жильём или доступа к банковским кредитам.

В прошлом месяце Польша продлила срок действия закона о доступе к рынку труда и социальным льготам для беженцев до сентября 2025 года.

«Это упрочит стабильность для украинцев, – заявил заместитель министра внутренних дел Мачей Душчик. – Нашей экономике нужны рабочие руки».

В начале боевых действий около 17 миллионов граждан Украины – более трети прежнего населения страны – покинули свои дома. По данным Агентства ООН по делам беженцев, более шести миллионов до сих пор остаются за границей, отмечают авторы статьи (Andrea Dudik, Krystof Chamonikolas, Natalia Ojewska). Не упоминая при этом, сколько граждан уехали в Россию и получили российское гражданство на утраченных Украиной территориях.

Кроме того, украинский центральный банк прогнозирует, что в этом году из-за таких трудностей, как веерные отключения электроэнергии и угрозы энергетической инфраструктуре, страну покинут ещё 400 тысяч человек.

По словам президента Польско-украинской торговой палаты Яцека Пехоты, их отсутствие больно ударило по таким отраслям, как строительство и транспорт. Во многих компаниях на них приходилась почти треть рабочей силы.

«Зеленский пытался убедить союзников вернуть на Украину как можно больше украинских мужчин боеспособного возрастарегулярно прося об этом на двусторонних встречах.

Политики от Польши до Венгрии заявиличто не будут отправлять беженцев обратнодоколе бушуют боевые действия.

Но есть и важная экономическая причина их удерживатьособенно в странахчьё руководство в последние годы было настроено решительно против иммиграцииТаккомпаниям приходится искать рабочих всё дальше от домачтобы заполнить вакансии», – говорится в статье.

35-летний украинец, проживший на юго-западе Польши более десяти лет, сказал, что его новой родине такие рабочие, как он, очень нужны.

Помимо украинцев, уже обосновавшихся в Польше до начала боевых действий, страна приняла ещё примерно 950 тысяч беженцев. Согласно докладу управления ООН по делам беженцев и бухгалтерской фирмы Deloitte, их вклад в валовой внутренний продукт страны составил в прошлом году от 0,7% до 1,1%.

А в Чехии, как показали данные министерства труда, украинские беженцы в первом квартале текущего года заплатили почти вдвое больше налогов, чем получили пособий. В стране также самая низкая безработица во всём Европейском союзе – 2,7%, и это затрудняет поиск работников.

Большинство примерно из 350 тысяч украинцев в Чехии – женщины с детьми, однако 72% из тех, кто находится в трудоспособном возрасте, нашли работу, пусть и менее квалифицированную, чем у себя на родине.

«Если начистотумногие чешские компании зависят от навыков и упорного труда украинских беженцев, – признался глава крупнейшей лоббистской группы чешской розничной торговли и гостиничного бизнеса Томаш Проуза. – Строительная отрасльнапримербез украинских рабочих полностью встала бы».

Граждане Украины стали неотъемлемой частью рынка труда, объясняет президент неправительственного Фонда Украины со штаб-квартирой в польском Вроцлаве Артём Зозуля. Так что желания Зеленского отправить на фронт беженцев не совпадают с желаниями европейских работодателей. Желания самих беженцев понятны – на фронт они не рвутся, хотя Bloomberg и пытается это затушевать, а местами и приврать – многие, дескать, уже воюют (при этом не озвучивая количества воюющих беженцев по понятным причинам). Вопрос только в том, чьи желания станут приоритетными для европейских политиков.

Виорика ЦВЕТКОВА