КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
Что ж, давайте разберёмся, что день грядущий нам готовит. С точки зрения приходящей в магазин и с ужасом взирающей на выросшие цены Марьи Ивановны, ничего хорошего. Потому как подорожали кредиты — выросла себестоимость. Свои потери бизнес, как всегда, компенсирует за счёт потребителя, подняв цены. И что дальше? Об этом читайте в материале Царьграда.
Зампред ЦБ Алексей Заботкин в интервью «Российской газете» предупредил, что если у Центробанка будут сомнения (?!) в том, что инфляция в стране замедляется, он может повысить ключевую ставку до 20%. При этом её предыдущее повышение c 16% до 18% состоялось совсем недавно — 26 июля.
Вообще-то, согласно экономической науке, инфляция — это нарушение баланса между товарами и денежной массой. Посему лучший способ бороться с нею — не сжатие денежной массы, а увеличение массы товарной. Что невозможно без экономического роста, а, он в свою очередь, невозможен без доступных кредитов, которые повышением ставки превратятся в недоступные.
ОХ УЖ ЭТА ИНФЛЯЦИЯ! СКРИН С САЙТА SMART-LAB
Деньги будут, товаров не будет
В беседе с «Первым русским» главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин предупреждал, что поскольку рост экономики базируется на кредитах, мы запросто можем получить весьма быстрый разворот от роста к спаду и уже к концу года — рецессию в экономике.
Потребитель потребует повышения зарплаты, что работодатель тоже компенсирует повышением цен на свою продукцию. В итоге денег у всех стало как бы больше, притом что покупательная способность их снизилась, ибо количество товаров не выросло. Вот и получите себе инфляцию, с которой так «успешно» поборолись.
Касательно же компетентности руководства нашего ЦБ после того, как оно, по сути, профукало лежащие на сохранении у «надёжных западных партнёров» наши золотовалютные резервы, у народа имеются более чем серьёзные сомнения. Как и в критериях, которыми руководствуется ЦБ.
Так, обозреватель «Первого русского» Юрий Пронько недоумевал, почему в качестве «негативной тенденции» чиновники ЦБ и их карманные эксперты воспринимают увеличение доходов граждан — мол, «у людей слишком много денег» (интересно, право, какие именно люди имеются в виду?).
СЛЫШЬ, ПЕТРОВНА, ГОВОРЯТ — ДЕНЕГ МЫ ШИБКО МНОГО ПОЛУЧАЕМ, ОТТОГО И ИНФЛЯЦИЯ! СКРИН С САЙТА NGS.RU
Но, быть может, мы судим по-дилетантски? Что ж, дадим слово профессионалам.
Вместо того чтобы действительно наращивать товарную массу, регулятор занимается этим самым дурацким монетаризмом. Это всё в духе «Вашингтонского консенсуса», требующего от национальных Центробанков «таргетирования» инфляции любым способом,
— считает доктор экономических наук Валентин Катасонов.
По его мнению, ничем хорошим это не кончится:
Это всё равно что пытаться сбить температуру 40 градусов у пациента, начав его душить. Да, можно задушить пациента, и его температура действительно опустится не только до 36 градусов, но и сравняется с температурой окружающей среды. Однако каковы будут последствия?!
Стройте жильё для молодых
В беседе с «Первым русским» директор Института нового общества Василий Колташов высказал мнение, что дело тут даже не в борьбе с инфляцией, а в попытке ограничить удушающие экономику цены на недвижимость:
Цены на недвижимость настолько выросли за последние годы, что только ограничение кредитования может позволить рынку остыть.
Что ж, цены на недвижимость и вправду космические, но сбить спрос через удорожание кредитов и ипотеки — разве это выход? Не проще ли начать наконец строительство «социального жилья» (хотя бы для молодых и многодетных семей), тем самым снизив спрос и цены на жильё коммерческое?
Повышение же ключевой ставки, делая кредиты недоступными, сильно бьёт по всей деловой активности. Получаем в итоге: меньше кредитов — меньше товаров и услуг — меньше денег в экономике.
ЧТО-ТО У ЛЮДЕЙ МНОГОВАТО ДЕНЕГ СТАЛО… СТАВКУ ЧТО ЛИ ПОВЫСИТЬ? СКРИН С ДЗЕН-КАНАЛА «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»
Впрочем, винить во всём ЦБ тоже неправильно, считает ведущий эксперт Центра политических технологий д.э.н. Никита Масленников:
Инфляцию не победить без структурной перестройки, которая невозможна без инвестиций, а роста частных инвестиций не бывает при инфляции выше 5%. Получается порочный круг. Правительство работает в нужном направлении, и сдвиги есть, но очень медленные. В итоге июльская инфляция у нас 9,13%, сейчас понемногу снижается, а к концу третьего квартала может опуститься и ниже 8%.
То есть всё дело в недореформированной нашей экономике, изменения в структуре и приоритетах которой начаты были только теперь, с началом СВО, «когда жареный петух клюнул». Да, правительство работает, но волшебной лампы Аладдина, позволяющей изменить всё и сразу, у него, видимо, нет.
Дать денег бизнесу?
Разумеется, даже доступные кредиты бизнес брать не станет, если не будут созданы соответствующие условия, считает научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев:
Чтобы бизнес брал кредиты, нужны ещё институциональные условия — гарантии прав собственности и реальное верховенство права. Но и этого мало: бизнес должен видеть перспективу — видеть отрасли, где вложения гарантированно принесут отдачу.
Ещё, чтобы госпроекты заработали, надо начать наконец столь же реально бороться с коррупцией и «откатами», как это начато в Минобороны. Ибо чего мы хотим от экономики, когда до половины инвестиций на какой-нибудь инфраструктурный проект банально разворовываются чиновниками — ведь воруют, как мы понимаем, и штатские «генералы».
ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО РОССИЙСКИЙ ОРЁЛ НА ГЕРБЕ ЦЕНТРОБАНКА БЕЗ КОРОН, СКИПЕТРА И ДЕРЖАВЫ? ФОТО: ANTON BELITSKY/GLOBAL LOOK PRESS
А кроме того, как справедливо заметил обозреватель «Первого русского» Юрий Пронько, пора положить конец господству в экономике подмявших целые отрасли монополий и олигополий, неуёмная страсть к наживе которых не даёт развиваться остальному бизнесу:
Напомню, что самое высокое повышение тарифов для всех потребителей было именно на газ — более 20%. Это к вопросу о реальной инфляции. Если бы попытались разобраться с монополиями и олигополиями, возможно, не пришлось бы повышать ключевую ставку.
Что с того?
Повышение ставки вряд ли поможет снизить инфляцию. Гораздо перспективнее — ускоренное преобразование экономики:
- вложение денег в реальный сектор вместо валютных спекуляций;
- выход на новые рынки сбыта за счёт сотрудничества с азиатскими, ближневосточными и латиноамериканскими странами;
- дальнейшая раскрутка ВПК, который всегда был «локомотивом» для развития ряда «гражданских» отраслей;
- создание благоприятных условий для инвестиций и внешнеторговых расчётов.
Неплохо бы прекратить и то, что ЦБ, проведя эмиссию, просто вбрасывает деньги в коммерческие банки, а дальше они начинают применяться, мягко выражаясь, не по назначению — например, выводятся в финансовые рынки, никакого продукта не создающие. Короче говоря, работать надо, ибо «как потопаешь, так и полопаешь».
Нет Комментариев