Даже кощунственная пародия на «Тайную вечерю» Леонардо, как утверждают некоторые комментаторы, является пародией второго порядка. Пародию первого порядка создал нидерландский художник Ян Харменс ван Бейларт, написавший в XVII веке высмеивающую Леонардо картину «Праздник богов», где в духе «Тайной вечери» рассажены были языческие боги, которых развлекает козлоногий сатир.
Языческие мотивы, порой с трудом отличимые от сатанистских, становятся в праздниках современной Европы чем-то само собой разумеющимся. Многих христиан потрясло открытие Сен-Готардского тоннеля в 2016 году, сопровождавшееся поклонением козлу.
Популярность неоязычества в современной Европе связана прежде всего со стремлением высвободиться из-под влияния христианства как религии Духа, которая во имя божественной благодати, во имя божественного Закона накладывает на тело человека многочисленные ограничения. Собственно, быть человеком — это уже ограничение, если ты скотина.
Язычество в своей основе — это религия плоти. Она поклоняется материальному миру не такому, каким он должен быть в Духе, а такому, каким он дан в материи — со всей его телесностью, животностью, а порой и грязью.
Однако религия материи и плоти оказывается религией деградации материи и вырождения плоти. Так было в последние века языческого Рима, боровшегося с религией Духа — христианством. Принявшая христианство часть римской цивилизации продолжила существование как Византия, передавшая на Херсонесе свой дух Третьему Риму — России.
А вот закосневшая в язычестве часть Римского мира дошла до отвратительных извращений, безумных оргий, содомии, чайлдфри, непрерывных суицидов и самых отвратительных культов с человеческими жертвоприношениями.
Языческий мир попал в духовный тупик, не сумев поставить и решить задачу самопревосхождения Духом плоти, и поэтому пришёл к своему концу.
Своего рода духовной антитезой язычеству стало явление монашества, зародившегося в христианском мире среди тех, кому даже городские порядки христианского общества казались недостаточно аскетичными. Эти люди Духа уходили в пустыню, в горы, в леса, подальше от старой умиравшей цивилизации, создавая новую вселенную. Частью этой вселенной стала и Россия, утвердившаяся на основе монастырей, созданных учениками преподобного Сергия Радонежского.

В начале, казалось, это работало. Воспитанный в тысячелетней христианской аскезе плоти и духа «языческий» человек Ренессанса, просвещения и Модерна сохранял основы нравственного поведения и высшего смысла, хотя и всё более затуманенные.
Однако религия плоти взяла своё. Плоть без формы, придаваемой ей Духом, становится бесформенной. Превращается в пустой мешок. Плоть становится грязью. Грязь становится сутью, смыслом и высшей из возможных идей.
Именно эту языческую манифестацию разнузданной и бесформенной грязной плоти, противостоящей форме и духу, мы и увидели в Париже. Это не эксцесс, а квинтэссенция захватившей Европу неоязыческой оргиастической «религии плоти», доводящей эту плоть до полного уничтожения — деградации, самокастрации, самоубийства.
Знаменательно, что одновременно с парижским шабашем в России на месте крещения князя Владимира, сумевшего перейти от религии разнузданности плоти к религии Духа, открылся музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес» — средоточие национальной памяти и русско-византийского стиля. Эта оппозиция Парижа и Херсонеса — символ разошедшихся путей России и Европы. Пути плоти, превращающейся в грязь, и пути плоти, просветляемой Духом. Пути смерти и пути жизни.
Нет Комментариев