КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Староверка Агафья Карповна отпугивает медведей петардами, выживает без пенсии и умеет пользоваться спутниковым телефоном. В таёжном тупике её навещает митрополит Корнилий. Весной самой знаменитой отшельнице России исполнилось 80 лет. О том, почему в новой избе Агафья установила прежние порядки, читайте в материале Царьграда.

О диковинной семье староверов, обнаруженной геологами в глухой тайге Абаканского хребта, мир узнал в 1982 году благодаря журналисту «Комсомолки» Василию Пескову. «Открыли» же Лыковых геологи в 1978 году, наткнувшись на странных «лесовиков» в лаптях и обмотках в медвежьем углу.

АГАФЬЯ ЛЫКОВА РОДИЛАСЬ В ТАЙГЕ В 1944 ГОДУ. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА КУЗБАССА

Сибирские робинзоны, ни разу не встречавшиеся с людьми, прониклись расположением к гостям. Так стало известно, что в 1936 году Карп и Акулина Лыковы вместе с детьми, девятилетним Саввиным и двухлетней Натальей, спасаясь от советской власти, бежали в тайгу. В глухом углу в 1940 году родились Дмитрий, через четыре года — Агафья.

Семья не имела связей с внешним миром, ничего не знала ни о войне, ни о победе. Выживали скудным огородом, рыбалкой, охотой, собирательством, носили домотканую одежду, жили в низкой прокопчённой избе.

Колосок спас семью

В 1961 году случился неурожай, и от голода скончалась мать четверых детей Акулина. От смерти всю семью тогда спасло чудо: на бесплодном поле нашли колосок в 18 зерен. На следующий год посеяли и берегли всходы как зеницу ока. Но хлеб на столе Лыковых появился только через три года.

ГЛАВА СЕМЬИ КАРП ЛЫКОВ И МЛАДШАЯ ДОЧКА АГАФЬЯ. ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «ХРОНИКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

Гости, навещавшие староверов, помогали продуктами, одеждой, лекарствами. От таблеток Карп Осипович отказывался: «Каждому свой век отмерен».

В 1981 году один за другим скончались трое детей Лыковых — Дмитрий, Саввин и Наталья. Как рассказывал старик, все мучились от жара, кашля, одышки. Скорее всего, причиной смерти стало воспаление лёгких: изоляция от людей не сформировала в организмах антител, способных бороться с болезнью.

ОТШЕЛЬНИКИ ВМИГ СТАЛИ МЕДИАЗВЁЗДАМИ. ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «ХРОНИКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

Организм Агафьи был крепче, да и старика судьба пощадила. Зачастившие в таёжный тупик визитёры волей-неволей принесли в стерильное пространство жизни отшельников вирусы, оказавшиеся роковыми. Не будь той встречи с геологами, может, дожили бы младшие Лыковы до ста лет. Глава семьи скончался в феврале 1988 года, ему был 81 год.

Смена труда — такой отдых

С той поры отшельница Агафья осталась один на один с диким таёжным миром. Нет, у неё бывали «адепты» — приезжали в долину реки Еринат, где стояла кособокая избушка Лыковой, разные люди. Например, пять лет была послушницей отшельницы коренная москвичка Надежда. После смерти любимого мужа и череды других неурядиц в жизни она полетела в тайгу.

НАДЕЖДА УСИК ПЯТЬ ЛЕТ ПРОЖИЛА В ПОСЛУШНИЦАХ ОТШЕЛЬНИЦЫ. ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «ХРОНИКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

Молитва и труд — вот жизнь Лыковой. Послушание — значит, делать только то, что Агафья велит. Иначе — «не можно». Москвичка пыталась бунтовать: зачем, например, столько картошки? Но потом вспоминала, какой голод пережили отшельники, когда не стало Акулины Лыковой, и замолкала. Огород разбит на склоне горы ярусами высотой с пятиэтажный дом. Верхние «этажи» нужно поливать каждый день, воду таскаешь на коромысле.

Спину так наломаешь, что уже не до личных переживаний. Кроме огорода, кормились ягодами, рыбачили, рябчиков били, силки на мелких животных ставили. Было у Лыковой козье стадо, берегли рогатых от медведей да волков: стайка к жилой комнате была пристроена. Лыкова говаривала так: «Смена труда — это отдых». Я помолюсь Николаю Угоднику, и жизнь налаживается,

— рассказывала Надежда журналистам.

У Агафьи Надежда прожила до 2003 года, в «большой мир» вернулась, когда мама попросила.

Ещё один сосед по заимке — геолог и буровой мастер Ерофей Седов. Он был в той группе геологов, которая Лыковых обнаружила. После пенсии осел в Хакасии, в городе Абазе. Там заболел, одну ногу пришлось ампутировать. В 1997 году перебрался он в тайгу, в соседи к Агафье. Сын Ерофея срубил домик, аккуратный, с маленькими оконцами, чтобы не выстужался в холода. Всякое было между соседями: и не разговаривали, и мирились. Умер Седов в 2015 году.

«Можно или не можно»

«Это нам не можно», — говорил Карп Лыков, сортируя гостинцы с большой земли. Всегда был рад инструментам, консервам, крупам, теплой одежде и крепкой обуви. Отметал сомнительное — книги, газеты. Книги, кстати, у Лыковой старинные: например, напрестольное Евангелие XVI века. Послушница Надежда рассказывала:

Откроет Евангелие, а оно благоухает. И иконы во время молитвы трещать начинают, как у костра. Агафья говаривала: «Ангелы рядом с нами!».

ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «ХРОНИКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

Агафья Карповна к «новинкам техники» оказалась любопытной, многое из предложенного ей стало «можно». Она пользуется механическим будильником, фонариком, несколько лет назад появился на заимке спутниковый телефон. Научили её пользоваться петардами: их она зажигает, чтобы отгонять медведей, которых влекут к жилью запахи человека и животных.

В прошлом году установили Агафье стационарный телефон, чтобы связываться с руководством Хакасского национального заповедника, на территории которого расположено владение Лыковой.

Уют продержался недолго

Дом Лыковых, несмотря на подправки и пристройки, обветшал, наполовину сгорел. В 2021 году предприниматель Олег Дерипаска помог отшельнице с возведением новой избы. Все требования к постройке согласовывались с таёжницей. Одна комната, рядом — пристройка для коз и птицы. Окна небольшие: Агафья привыкла к полумраку, прежнюю избу лучины освещали.

ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «RT НА РУССКОМ»

Согласовать проект — одно, но как воплотить задуманное в глухой тайге? Стройматериалы доставляли по реке, на аэролодках. Возводили в ударные сроки, ведь лето в сибирском углу короткое. Вышла изба чистая да светлая, положили на пол цветастые половички. Чугунная печка по типу «буржуйки» установлена почти в центре помещения.

В НОВОМ ДОМЕ ЧЕТЫРЕ ОКНА. ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «ХРОНИКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

Новый дом Агафьи освятил Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.

Покровительницей места сего она считает Богородицу и особо чтит икону «Троеручица». По приезде к Агафии Карповне митрополит отслужил молебен «Троеручице» и совершил чин освящения новой храмины,

— сообщили в пресс-службе РПСЦ.

В НОВОМ ДОМЕ АГАФЬИ. ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «СТАРООБРЯДЦЫ»

З июля Корнилий вновь собирается в тайгу — поздравить Лыкову с 80-летием. Духовный отец Агафьи иерей Игорь Мыльников порталу «Старообрядцы» рассказал, что отшельница чувствует себя хорошо, но сейчас подыскивается помощник на зимовку.

Впрочем, уют по нашим обывательским меркам продержался у Агафьи недолго. За три года Агафья превратила новый дом в старый: натаскала вещей, инструментов, провиант в мешках и банках и прочий скарб. Золотистого цвета сосновый пол укрыт мешками и кусками ткани. Видимо, боится хозяйка затоптать такую красоту.

СКРИН С ТГ-КАНАЛА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

Как говорится, не жили хорошо — нечего и начинать. Да и поздно в 80 лет менять привычки. Когда приезжают гости, селит их Лыкова в «новом» доме, сама уходит в уцелевший после пожара обломок отцовской избы.

Паспорта нет, денег нет

У 80-летней таёжной отшельницы из всех документов — только свидетельство о рождении, на основании которого она может получить паспорт гражданина Российской Федерации и оформить пенсию. Но от документа Агафья Карповна отказалась: «Мне его брать вера не позволяет». Живёт на пожертвования. Да и зачем в тайге деньги? Мёд у топтыгиных покупать? Помощь принимает продуктами и вещами.

ФОТО: СКРИН С ТГ-КАНАЛА «ХРОНИКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

Из-за своих убеждений и отсутствия паспорта Агафья не участвовала в выборах президента России. Однако постоянно молится за главу государства и ждёт его в гости.

Некоторых Лыкова раздражает, они пишут в комментариях:

Пуп земли, что ли? Мало стариков неимущих? Подумаешь, ушла на край земли, могла бы и вернуться, ведь на большой земле есть у неё родня среди староверов…

Но этот уникальный человек стоит вопреки обстоятельствам, болезням, преклонным годам. Стоит силой духа, молитвами. И не просит помощи: выживали же Лыковы «в догеологическое время», один на один с тайгой. Может, помощь эта нужна не ей, а нам? Может, на том и стоим?

ОЛЬГА АНТОНОВА