Русско-турецкая война 1735-39 гг. была первым крупным противостоянием России и Османской империи (Турции) в XVIII столетии. Ей предшествовал неудачный Прутский поход Петра I , в ходе которого русская армия была окружена и Россия заключила крайне невыгодный для себя мир, нивелировавший прежние завоевания. Потеряла она и Азов, с таким трудом покорённый русскими силами и имевший важное стратегическое значение. Царь Пётр, увлечённый решением балтийского вопроса, первостепенное значение придавал Северной войне со Швецией, а потому был готов идти на компромисс с турками на юге.

В царствование императрицы Анны Иоанновны, когда Россия уже прочно утвердилась на балтийских берегах, Крымское ханство и Азовская крепость, в которой сидел турецкий гарнизон, снова стали предметом пристального внимания российских властей. Дело в том, что крымские татары продолжали набеги на русское южное пограничье, а турки оказывали им всяческое содействие. Долгие переговоры со Стамбулом и Бахчисараем ни к чему не приводили – татары считали торговлю захваченными русскими пленниками важной статьёй своих доходов и не были готовы перейти к более мирным занятиям.

Карта боевых действий русской армии в 1736-м году.
Карта боевых действий русской армии в 1736-м году.

Перед началом боевых действий Россия нашла себе союзника – Священную Римскую империю. Это государство было заинтересовано в прекращении господства турок на Балканах и охотно согласилось принять участие в намечавшемся противостоянии.

Главные боевые действия в начавшейся войне российское правительство решило распространить на территорию Крымского полуострова и Азов, что указывало на чрезвычайную важность  азовского направления.

Азовская крепость, как известно, была центральным опорным пунктом турок на юге России. Её гарнизон состоял из отборных солдат, присылаемых из Стамбула. Из крепости турки не только осуществляли контроль побережья Азовского моря, но и будоражили южных соседей России, постоянно присылая эмиссаров к кавказским народам. Командующий русскими войсками фельдмаршал Бурхард Миних предполагал, что падение Азова приведёт к утверждению России на южных рубежах.

Крепость было решено брать совместными усилиями армии и флота, как это в своё время происходило во время Азовских походов Петра I. Командование сухопутными силами фельдмаршал взял на себя, а флот поручил адмиралу Петру Бредалю.

Картина немецкого художника Якоба Хайда, изображающая Петра Ласси.
Картина немецкого художника Якоба Хайда, изображающая Петра Ласси.

В апреле – мае 1736 года Миних начал боевые действия в окрестностях Азова. При этом он захватил несколько важных укреплений на подступах к крепости. Одновременно флот осуществлял блокаду побережья, не позволяя турецким судам подвозить продовольствие турецкому гарнизону.

Тем не менее, Азов оказался «крепким орешком», его осада затянулась. Нетерпеливый фельдмаршал поручил руководить боевыми действиями генералу В.Я. Левашову, а сам отбыл для принятия крымских дел. Его предшественник также не преуспел в деле захвата крепости, поэтому завершать начатое довелось ирландцу на русской службе Петру Ласси.

Пётр Петрович Ласси (Пирс Эдмонд де Ласси) был одним из лучших русских полководцев первой половины XVIII столетия, ныне незаслуженно забытым. Между тем, именно благодаря его военному гению был покорён Азов и выиграна русско-шведская война 1741-43гг. Под Азов Ласси прибыл буквально « с корабля на бал» – незадолго до этого он командовал русскими войсками во время Рейнского похода.

Дела Пётр Петрович принимал у Левашова в запущенном состоянии. Осаждающая армия остро нуждалась не только в провианте, но и в боеприпасах, в лагере свирепствовали болезни. Ласси сделал всё возможное, чтобы устранить главные злоупотребления и часто писал в Санкт-Петербург, прося о присылке подкреплений и иной помощи.

Капитуляция Азова в 1736 году. Азовский паша Мустафа Ага вручает ключи от города фельдмаршалу графу Ласси. Фрагмент немецкой гравюры 1740 года.
Капитуляция Азова в 1736 году. Азовский паша Мустафа Ага вручает ключи от города фельдмаршалу графу Ласси. Фрагмент немецкой гравюры 1740 года.

Ласси, в отличие от своих предшественников, не был намерен затягивать осаду и начал подготовку к решительному штурму. Солдаты начали усиленно рыть траншеи вокруг крепости, одновременно усилилась и её морская блокада. Турки, которыми командовал Мустафа-ага, с тревогой следили за этими приготовлениями.

С 24 мая Азов начала непрерывно обстреливать артиллерия, постепенно разрушая укрепления крепости. Турки в ответ также палили из пушек и делали вылазки, однако моральный дух их с каждым днём слабел. Дело в том, что Мустафа-ага не получал известий из Стамбула о прибытии помощи и мог рассчитывать только на свой «тающий» гарнизон. Турки, и в мирное время не отличавшиеся высокой дисциплиной, стремились при первом удобном случае дезертировать, веры в победоносное для себя завершение осады у них не было.

В конце июня Ласси на военном совете заявил о том, что в ночь с 28 на 29 июня (17-18 июня по старому стилю) русские войска будут штурмовать крепость. Руководить отрядом был назначен полковник Ломан, общая численность отряда составляла примерно 1000 человек (300 гренадёр и 700 фузилёров)

Непосредственно штурму предшествовало чрезвычайное усиление артиллерийского огня. Турки, деморализованные долгой осадой, сильного сопротивления не оказали. В результате отряд Ломана ворвался в форштадт (предместное укрепление) Азова и закрепился там. На следующий день Мустафа-ага, не видя больше возможности оборонять крепость, прислал парламентёров для переговоров о капитуляции.

Завоевание Азова стало самой успешной военной операцией в ходе русско-турецкой войны 1735-39 гг. К сожалению, победы русской армии были нивелированы поражениями войск Священной Римской империи, которая поспешила заключить позорный мир. В одиночку Россия в тот момент воевать с турками не решилась, поэтому была вынуждена последовать примеру своих ненадёжных союзников. Впрочем, по итогам Белградского мира Азов навсегда остался за Россией. Таким образом, кровь, пролитая при его осаде русскими войсками, оказалась не напрасной.

Заглавное фото. Немецкая гравюра, изображающая осаду Азова в 1736 году.

Нил КОЛЬЦОВ