Руководство Следственного комитета и представитель СПЧ при президенте на сессии Петербургского международного юридического форума открыли новую страницу в истории обсуждения миграционной политики России. Прямой, порой категоричной риторике была подвергнута как ситуация с учетом иностранцев, так и их воздействие на криминогенную ситуацию в стране. «Трудовые мигранты крадут рабочие места у коренного населения», «трудовые мигранты ухудшают криминогенную обстановку в районах компактного проживания» – отныне это не маргинальные лозунги, а позиция, которую высказывают министры, депутаты-законотворцы, главы органов власти.

Много копий сломано в последние месяцы в спорах о роли мигрантов для общества. Но теперь всем стало очевидно, что страну ждет корректировка соответствующего законодательства, а то и пересмотр всей миграционной политики страны. Однако в такой ситуации стоит не только сохранять горячее сердце, но и не забывать о холодной голове.

При этом все больше людей согласны, что продолжение текущих тенденций может иметь негативные эффекты, в том числе и для демографии страны. Серьезность проблемы объяснима: Readovka уже приводила данные из прогнозов международных организаций, которые прочат нашей стране не самые радужные перспективы. Облик российского общества, если даже не само его существование, поставлен под угрозу: в худшем сценарии к концу ХХI века доля русского населения в РФ может снизиться на четверть. Уменьшение коренного населения на 52 млн совпадает с появлением в стране дополнительных 16 млн мигрантов и их потомков.

В связи с этим у обывателя возникает закономерный вопрос: почему бы нам просто не «перекрыть» всю южную границу, отказаться от тамошних трудовых ресурсов? Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая корнями уходит куда глубже, а произрастает из экономики. России банально не хватает рабочих рук, и это не преувеличение. Для начала разберемся, почему это плохо и какой мы наблюдаем от этого эффект сегодня.

Существует понятие «потенциального ВВП» – размера экономики в случае, если будут использованы все трудовые ресурсы и все технологические достижения конкретного общества. Проще говоря, это объем, до которого гипотетически может дорасти ВВП страны в идеальных условиях.

В практическом смысле потенциальный ВВП считается по формуле «рабочая сила Х производительность труда Х количество часов труда». Разумный и интуитивно понятный способ выяснить «потолок», до которого может дорасти экономика. Это также один из инструментов, с помощью которого высчитывают ВВП в прогнозах министерств и аналитических центров. Отсюда следует вывод, что на фундаментальном уровне экономического роста можно добиться тремя способами: технологическими инновациями, увеличением количества трудящихся и количества времени, которое люди в среднем проводят за работой.

В случае с Россией рост склонности к труду как вариант сразу отпадает: мы и так практически европейские рекордсмены по трудолюбию. По данным ОЭСР, в 2022 году работающий россиянин в среднем трудился 1874 часа в год – третье место в Европе, притом мы примерно на одном уровне с лидирующими Мальтой и Грецией. Для сравнения: в ЕС в среднем работают 1570 часов в год, а во многих развитых странах Западной и Северной Европы лишь 1370-1400 часов.

Остается повышать либо число экономически активных граждан, либо производительность, но и тут имеется масса подводных камней. По оценкам Росстата, экономически активное население Российской Федерации к концу I квартала 2024 года оценивается в 75,6 млн человек. Из них 73,6 млн работают, а 2 млн относятся к безработным (лицам, которые могут и хотят работать, ищут работу, но пока не трудоустроены). Уровень безработицы рекордно низкий – 2,6% в мае 2024. Таких значений не было ни разу за 33-летнюю историю страны.

Со стороны статистика не выглядит столь устрашающей, но все познается в сравнении. В 2012 году Минэкономразвития разработало и опубликовало «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Из него становится ясно, насколько уязвимо положение, в котором находится рынок труда из-за демографической ситуации, а также какого прогресса нашей стране удалось добиться в этом вопросе за прошедшие 12 лет.

Согласно данным Росстата, в 2011 в стране было 70,85 млн занятых и 4,9 млн безработных (уровень безработицы составлял 6,5%). Ради насыщения рынка труда и фактического спасения Пенсионного фонда в 2018 году провели реформу, суть которой сводится к повышению пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65 лет. По данным зампреда Правительства РФ Татьяны Голиковой, за 6 лет это позволило увеличить количество работающих на 2,7 млн. К 2030 «надбавка» трудовых ресурсов может достичь 4 млн человек.

Если исходить из самых оптимистичных сценариев прогноза Минэкономразвития от 2011 года, то даже с учетом воссоединения с Крымом и пенсионной реформы количество работающих и ищущих работу к 2030 составляло бы 73,8 млн с безработицей 3,9-4,7%. Получается, что на конец весны 2024 безработица в России почти в два раза ниже, чем, как предполагалось, была бы в 2030.

Если даже постараться полностью искоренить безработицу в ближайшие 6 лет, то в условиях демографического кризиса число занятых в экономике вырастет лишь на 200 тыс, или на 0,3%. Резерв трудовых ресурсов страны практически исчерпан, среди коренного населения безработных осталось мало. Это хорошо с моральной и социальной точек зрения, но означает, что практически исчезли источники увеличения экономически активного населения.

С производительностью труда в России также не все гладко. Санкционная война, развязанная Западом, не привела к коллапсу отечественного хозяйства, но она может повлечь долгосрочные негативные эффекты. Один из ключевых – перекрытие доступа к американским и европейским, а также японским и тайваньским технологиям. Без их применения повышать производительность труда станет сложнее, и данные это подтверждают. За 2013-2022 производительность труда в России увеличилась лишь на 9,13%. Рост равнялся 0,875% годовых – крайне скромно, если учитывать, что мы относимся к развивающимся, а не развитым экономикам.

Относительно будущего увеличения производительности труда в РФ оптимизма чуть больше. Минэкономразвития ждет роста на 1,7% в 2024, на 1,6% в 2025 и на 1,9% в 2026. Вероятной причиной таких темпов станут новые национальные проекты «Молодежь» и «Кадры».

В рамках нацпроекта «Молодежь» акцент будет делаться в том числе на развитии профобучения, а также на создании условий, которые снизят традиционно более высокую молодежную безработицу. По программе нацпроекта «Кадры» планируется вести работу по налаживанию более тесных связей между учебными заведениями и компаниями реального сектора. Корпоративный мир будет допущен до участия в разработке учебных планов. Тем самым у подрастающих поколений, их преподавателей, а также у потенциальных работодателей появится понимание, где и в каких количествах будут нужны определенные специалисты. Усилия позволят еще больше снизить безработицу и повысить производительность труда, но не более того, если мы говорим только об экономике.

Что мы имеем в итоге? Невозможность увеличить склонность к труду и размер рынка труда, а также умеренные темпы роста экономически активного населения. Без двух национальных проектов не было бы позитива и в третьем компоненте.

Однако для реализации умеренного сценария нужно, чтобы ни одна из составляющих не обвалилась. По поводу склонности к труду и инновационности опасений куда меньше, чем по поводу размера рынка труда. Чтобы он не ощущал последствия старения населения и демографического провала 1990-х еще сильнее, необходим приток мигрантов. Государство и экспертное сообщество его и закладывают в свои исследования – свежий прогноз демографов Росстата был опубликован буквально несколько месяцев назад.

Согласно ему, в течение 2020-х в стране будет умирать на 650-700 тыс людей больше, чем рождаться. К 2040-м годам естественная убыль составит 400-450 тыс в год. В среднем варианте прогноза ведомство закладывает ежегодный прирост иностранцев в 200-220 тыс человек.

Только при таком солидном миграционном сальдо количество лиц трудоспособного возраста в России с нынешних 84,7 млн увеличится до 87 млн в первой половине 2030-х, а потом снизится до 79,8 млн к 2046. В сухом остатке нам нужно, чтобы в страну приехало на 4,7 млн мигрантов больше, чем уехало, и это только для того, чтобы за следующие 22 года трудоспособное население РФ сократилось «лишь» на 4 млн человек.

Вот мы и возвращаемся к неприглядному, но очень серьезному обсуждению миграционного кризиса, с которым имеет дело страна. Если отказаться и от потоков иммигрантов, потенциальный рост ВВП вряд ли превысит 1% годовых. С сохранением положительного миграционного сальдо в 200-300 тыс человек долгосрочные темпы роста можно удержать на уровне 1,5%. Для этого на длительный срок должны приезжать не менее 400 тыс новых мигрантов в год.

При потенциале экономического роста в 1% годовых не будет речи о серьезном увеличении доходов населения. Под угрозой окажутся технологическая модернизация и обороноспособность страны, так как расходы на научные изыскания также будут расти на уровне статистической погрешности.

В новом прогнозе развития мировой экономики за авторством МВФ от апреля 2024 представлены следующие данные: до 2029 мировой ВВП в среднем будет расти на 3,1% в год. Развивающиеся страны продолжат увеличивать свою экономику на 4% в год, а развитые экономики – на 1,7%. Получается, что российские темпы будут уступать не только иным развивающимся государствам в три раза, но и недружественным странам Запада – на полпроцента.

Геополитические оппоненты получат возможность наращивать финансирование ключевых отраслей в разы быстрее, чем Российская Федерация. В такой ситуации потеря экономического, а значит, политического и культурного влияния на сопредельные государства будет вопросом времени. Это недопустимое развитие событий в условиях постоянного повышения ставок в ведущемся конфликте.

Проведенный Readovka анализ экономических перспектив совпадает с видением макроэкономистов, которых в мае 2024 опросил ЦБ РФ. Начиная с 2027 года, они ожидают средних темпов роста потенциального ВВП России в 1,5%. Для достижения этих показателей нужно, чтобы количество рабочих рук в экономике хотя бы не сокращалось. Если отказаться от иммиграции, то при сохранении фактора эмиграции темпы потенциального экономического роста уменьшатся в полтора раза – до 1%.

Означает ли сказанное, что нам придется смириться с все возрастающими потоками мигрантов? Не совсем: есть в России регионы, в которых проблема дефицита кадров не просто мягче, но и в принципе отсутствует. В частности, речь идет о Северном Кавказе, где безработица выше среднероссийской, а значит, есть резерв рабочей силы. Причиной тому высокая рождаемость, притом не являющаяся экстремальной по своему уровню. В среднем по регионам СКФО рождаемость составляет 2,0 ребенка, что находится практически на уровне простого воспроизводства.

Чтобы прекратить естественную убыль населения, необходимо нарастить СКР всего на 0,6 детей в среднем на женщину. Речь не идет о возвращении в аграрное архаичное общество – это лишь возврат в точку равновесия. В Казахстане, к примеру, со схожим подушевым ВВП рождаемость составляет 2,9 детей на женщину, как и в более материально благополучном Израиле.

Акцент также необходимо делать на высокопроизводительной миграции. В особенности усилия нужно сконцентрировать на группах населения, которые являются частью культурного русского пространства либо способны быстро самостоятельно или через потомков стать частью этого самого культурного пространства. На подобную роль нет лучших кандидатов, чем 9 млн русских, проживающих в ближнем зарубежье, а также население Белоруссии и Украины, представители которого при переезде в РФ быстро ассимилируются в единую общность.

Практическая реализация может состоять в создании «карты русского» для этнических русских и условной «славянской карты» для украинцев и белорусов. Документы будут давать право на бесплатное и внеочередное приобретение вида на жительство и разрешения на работу в России. Владельцам карт представится идентичная россиянам возможность ведения предпринимательской деятельности, а также получения бесплатных медицинских и образовательных услуг, что имеют граждане страны.

Можно пойти дальше, взяв пример с Израиля: прохождение теста ДНК для внеочередного получения российского гражданства без необходимости ждать 1 год по упрощенной процедуре или 5 лет по обычной, как это ныне принято. При этом мера позволит привлечь потомков смешанных браков, которые тоже имеют потенциал быстро влиться в русское культурное пространство.

Стоит также задуматься о создании федеральной программы материальных стимулов – «подъемных денег» для русских репатриантов. Разовое вложение условного 1 млн рублей ради того, что страна получит образованного, продуктивного, законопослушного гражданина, – разумная и быстро окупаемая инвестиция. Если, допустим, репатрианту 30 лет, то до выхода на пенсию он успеет сгенерировать для страны порядка 45 млн рублей ВВП, а может быть, и больше.

Принимать оперативные шаги нужно здесь и сейчас, так как людской резерв не будет под рукой вечно. На Украине, в Белоруссии, а также в русской диаспоре ближнего зарубежья крайне низкая рождаемость: 1,0-1,3 ребенка на женщину. С каждым следующим поколением молодежи будет становиться на 40-50% меньше, а значит, в какой-то момент этих людей просто физически станет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности огромной экономики 148-миллионного населения Российской Федерации.

Увеличение размера российского ВВП необходимо. Это залог роста благосостояния россиян, а также увеличения конкурентоспособности Отечества на международной арене. Однако десятилетия низкой рождаемости и продолжительности жизни дают о себе знать: Россия страдает от сильного дефицита кадров, и это будет продолжаться годами, если не десятилетиями.

От качества решений, которые примут уже в ближайшее время, зависит, насколько эффективно удастся смягчить последствия демографического наследия из прошлого. Часики тикают, и их звон не сулит нам ничего хорошего, если его проигнорировать.

Денис Нугаев

Источник