Он улетел в космос и оттуда пытается простроить лучшее будущее для тех, кто остался на Земле. Донбасс повернул ход мировой истории в сторону Света, бросив вызов тьме и победив её – будущее именно таково, в нём уже есть победа. Но в настоящем пока всё совсем не так радужно. Любовь к Донбассу и боль о пока не сбывшихся надеждах и «поломанных мечтах» — таким «Антифашист» увидел новый фильм Александра Коробко, посвящённый первому главе ДНР Александру Захарченко.

Художественно-документальная, фантастично-реалистичная кинолента соединяет два мира – будущего, о котором мы фантазируем, и настоящего, в котором живём. Эти миры переплетаются, влияя друг на друга, а точкой сборки, местом, где они пересекаются, является личность Захарченко. «Человек одновременно из нашего прошлого, советского прошлого, и нашего будущего», — говорит о своём герое режиссёр Коробко.

Александр Захарченко представлен космонавтом, пилотом космического корабля с шевронами флагов России и ДНР на рукавах. Он летит сквозь вселенную (за бортом беспрестанно проносятся россыпи звёзд) в поисках новой планеты, параллельно рассказывая о том, что происходило в Донбассе – задолго до 2014 года, углубляясь на сотни миллионов лет в историю, и после него. Он говорит о том, что события весны 2014-го в Донбассе изменили ход мировой истории, и об этом будут писать в учебниках будущего – светлого будущего, которое непременно наступит. Образ светлого будущего — мир, основанный на социальной справедливости, равенстве, свободном доступе к образованию, медицине, высоким технологиям, отсутствии финансового закабаления и подавления одних другими. Наряду с идеями о будущем, он рассказывает о том, что произошло в Донбассе в 2014 году – ведь в учебниках именно этим событиям будет посвящён всего один параграф, поэтому о них он расскажет прямо сейчас.

О том, что было во времена руководства Захарченко республикой говорят его соратники, друзья и коллеги – он сам, из космоса, как бы ведёт нить этой беседы, задаёт её направление. О культуре и экономике, системе ЖКХ и боевых действиях, отношении первого главы к народу и украинским пленным, и многом другом рассказывают его родители – Тамара Фёдоровна и Владимир Николаевич, сын Сергей, друг и коллега по правительству ДНР Сергей Наумец, руководитель художественного музея Надежда Анищенко, театра драмы – Наталья Волкова, Шабан Мустафаев, начальник управления госохраны, глава администрации Дмитрий Трапезников, журналист Александр Гриценко, советник Александр Казаков, возглавлявшая молодёжный «Оплот Донбасса» при Захарченко Наталья Волкова (полная тёзка вышеупомянутой директора театра), глава ЛНР Леонид Пасечник и нынешний глава ДНР Денис Пушилин, и ряд других людей.

Но есть в этом ряду тот, чьё участие в фильме, по мнению «Антифашиста», стало большой ошибкой режиссёра. Это – «Ташкент», Александр Тимофеев.

Он, после отсидки в российской тюрьме, уже вышел на свободу и отправился в зону боевых действий в ЛНР. Напомним, «Ташкент» сидел за попытку мошенничества – вместе с подельником он пытался получить пять миллионов долларов от одного из предпринимателей за содействие в прекращении уголовного преследования. В августе 2022 года Тимофеев был осуждён на 3,5 года колонии. Однако в ДНР к генерал-майору и зампреду правительства относятся плохо вовсе не из-за этого дела. В республике у Александра Тимофеева вполне однозначная репутация. После гибели Захарченко как из рога изобилия на «Ташкента» посыпались обвинения в коррупции, рэкете, отжиме бизнеса силовыми методами и многом другом – тогда об этом писали все республиканские СМИ. Его обвиняли в причинении ущерба ДНР на сумму в пять миллиардов рублей, и даже создали межведомственную комиссию по расследованию совершенных им преступлений, работа которой, впрочем, не закончилась ничем (и не ясно, велась ли она вообще).

Но и без этого образ жизни Тимофеева в разорённом войной Донбассе вызывал отвращение – достаточно вспомнить о том, что пока люди стояли в очереди за гуманитарной помощью и везли её на колясках в разбитые обстрелами дома, выживая на копеечную пенсию и мизерные зарплаты (а иногда и вовсе без них), его родственники перемещались на роскошных автомобилях, типа Bentley Bentayga, а сам он щеголял на парадах в специально отшитом белоснежном мундире, затмевая скромную одежду самого Захарченко. И теперь, когда в фильме он называет первого главу своим «ментальным братом» (что бы это ни значило в его понимании), размышления о светлом будущем развеиваются сами собой – просто потому, что «таких не берут в космонавты», и войти в светлое будущее с неотработанными грехами и долгами прошлого, без раскаяния невозможно. Его участие в фильме — и не просто включение на пару минут, а длительное, многословное – безусловная ошибка. Да, он был частью истории ДНР, из песни слов не выкинешь, но этот фильм – не историческая документалка, этот фильм – попытка протянуть в будущее гуманистические идеи Александра Захарченко, выстроить на них образ этого самого светлого будущего. Участие Тимофеева, тем более, в образе «ментального брата» разбивает такие попытки на корню…

К финалу фильма соратники Захарченко говорят о том, что бы они ему сказали, если бы выпала возможность прямо сейчас поговорить в течение пяти минут. И здесь, наверное, наиболее пронзительно откровенным стал сербский снайпер Деян Берич. «Я бы не хотел с ним встречаться», — говорит он. «Почему?», — спрашивают у него. «Потому что его мечты сломались», — отвечает Деян.

И это – щемящая правда, это – та самая боль, которую мы вынесли в заглавие нашей рецензии. А ещё боль от того, что чистый и ухоженный Донецк, каким он был при Захарченко и его министре ЖКХ Наумце, стал грязным, неухоженным, заросшим по пояс сорняками, заваленным кучами неделями не вывозимого мусора. «Нет у города хозяина», — писал об этом в своем телеграм-канале основатель батальона «Восток» Александр Ходаковский. Боль от того, что трамвай, о котором рассказывается в фильме, стал первым и последним. Боль от того, что после гибели первого главы, его сады и теплицы стали никому не нужны. Боль от того, что его приятель, американский доброволец Рассел Бентли был зверски убит, а его жена Людмила, встреченная «Антифашистом» вчера у места гибели Захарченко, до сих пор не может похоронить останки мужа.

А ещё большая боль от дрязг, сотрясающих Донбасс, когда вместо того, чтобы вместе работать на то самое светлое будущее, люди ссорятся и вставляют друг другу палки в колёса. Организаторы показа рассказали «Антифашисту» о том, что делалось всё, чтобы не допустить участия журналистов федеральных телеканалов в премьере – изначально многие с радостью согласились прийти, однако буквально на следующий день эти же люди «ушли в закат», мотивируя свой отказ осветить премьеру внезапной болезнью, невозможностью приехать к назначенному времени, или просто отмолчавшись. Пришли самые смелые, те, кто сохраняет остатки независимости на донбасской планете Торманс (раз уж мы о фантастике). Среди гостей так же попадались те, кто отчаянно не хотел попадать в объектив камеры – сотрудники бюджетных организаций, которым, очевидно, дали понять, что их участие в показе нежелательно. Вероятной причиной этого является то, что организатором показа стал друг Захарченко Сергей Наумец. Его и его команду из Минстроя обвиняли в нецелевом использовании бюджетных средств и грозились посадить в тюрьму на 9 лет. Но он сумел доказать свою полную невиновность в этом деле, его тотальную фальсификацию – и победил, тем самым бросив вызов руководству республики, создав прецедент. «Антифашист» много писал об этом.

Согласно инсайдерской информации, режиссёру фильма выставлялись условия – вырезать некоторых действующих лиц из ленты. Выставлялись на местном уровне, разумеется, не федеральном. Возникали вопросы и к спонсору фильма – Владимиру Антонову, министру сельского хозяйства времён Захарченко, впоследствии вице-премьеру правительства. Хотя какие вопросы могут быть к нему (кроме личных мотивов некоторых руководителей), неясно. Владимир Антонов и Кирилл Перевалов помогли снять фильм, помогли финансово, поскольку гранта президентского фонда не хватило.

Все эти грязные, мелкие дрязги – боль. А где любовь, вынесенная в заголовок?

В центре фото Владимир Антонов, в военной форме – Сергей Наумец

Любовь в отношении Александра Захарченко к Донбассу: в отличие от целого ряда чиновников, он не собирался «зарабатывать» на регионе и обзаводиться недвижимостью на Новорижском шоссе, он намеревался жить и работать в своём краю. Любовь в очень правильном и тонком понимании режиссёром Александром Коробко истинного смысла донбасских событий (борьба Света и тьмы), не сводя всё только к сугубо политическим или экономическим распрям, его идеям гуманизма. Любовь в великолепной игре роли Захарченко актёром Иваном Бессмолым. Любовь в Сергее Наумце, который не забывает родителей своего друга, постоянно помогает им, который создал общественную организацию в честь друга, проводя мероприятия в память о нём. Любовь во Владимире Антонове и Кирилле Перевалове, которые, не будучи близкими друзьями первого главы ДНР, помогли снять фильм о нём, не требуя взамен широкой огласки и личного пиара. Любовь в самом Донбассе, который 11-й год живёт в состоянии войны, платя огромную кровавую цену за то, что история пошла иным путём, в сторону Света, а не тьмы.

Любовь победит боль.

Лиза Резникова