Цифровизация и декарбонизация – как факторы повседневной безнадёжности и растущего психологического стресса

В последние годы в Германии неудержимо растет число самоубийств. По данным Национальной программы по предотвращению самоубийств и Немецкой академии по предотвращению самоубийств, в 2022 году свели счеты с жизнью 10 119 граждан ФРГ, что на 9,8%, или 904 случая, больше, чем в 2021 году.

Эксперты говорили о тревожном развитии событий. «Значительно больше людей умирают от самоубийств в Германии, чем от дорожно-транспортных происшествий, убийств и непредумышленных убийств, незаконных наркотиков и СПИДа, вместе взятых», – заявила сотрудник Национальной программы по предотвращению самоубийств (NaSPro) Ханна Мюллер-Пайн.

Всего в 2022 году пытались покончить с собой 100 тысяч человек. 73,4 % самоубийств происходят в возрастной группе старше 50 лет.

Эта статистика – лишь верхушка айсберга, она не учитывает так называемые «скрытые» самоубийства, когда люди отказываются принимать еду и лекарства или наоборот умышленно делают их передозировку, начинают нещадно употреблять спиртное и применять наркотики. Многие гибнут на дорогах (т. н. автоцид) якобы из-за невнимательности, превышения скорости, управления в нетрезвом состоянии, засыпания на дороге.

Довольно широко распространен способ самоубийства, избранный Анной Карениной. Причем избирают его не только бедные люди: под колёсами поезда нашли смерть 74-летний миллиардер из Ульма Адольф Меркле, 32-летний вратарь сборной Германии по футболу Роберт Энке – миллионер и кумир миллионов немецких мальчишек, и другие известные люди. В Германии под колесами поезда добровольно гибнет около 1000 человек в год, т. е. почти каждый десятый самоубийца, а с учетом неудачных попыток суицида таких случаев во много раз больше!

В 2023 году число самоубийств в Германии продолжало расти, но официальных данных пока не представлено.

В июле 2023 года Бундестаг Германии призвал усилить финансовую поддержку существующих структур по предотвращению самоубийств и предложил соответствующую межпартийную резолюцию, принятую подавляющим большинством голосов. К середине 2024 года в Германии должна быть разработана комплексная стратегия расширения профилактики самоубийств в Германии. «Это не только требует гораздо более интенсивного обмена информацией с медиками и другими участниками процесса предотвращения самоубийств, чем тот, который мы имели до сих пор. Также необходимы достаточные финансовые ресурсы, иначе лучшая стратегия окажется ничем», – подчеркнул президент Немецкой медицинской ассоциации доктор Клаус Рейнхардт.

Новая стратегия расширения профилактики самоубийств предусматривает лишь увеличение финансовой поддержки соответствующим структурам, но ничего не меняет, да и не может изменить в социально- экономической ситуации в стране.

Немецкие медики и психологи старательно обходят стороной социальные причины вспыхнувшей в последние годы эпидемии суицидов. Даже Немецкое общество психоанализа, психотерапии, психосоматики и глубинной психологии (DGPT) видит ее причины в первую очередь в изменении климата и «тепловом стрессе в период экстремальной жары».

В начале мая 2024 года министр здравоохранения ФРГ Карл Лаутербах представил новую национальную стратегию предотвращения самоубийств.

Но она сводится всего лишь к «информированию пострадавших людей, их родственников и специалистов о самоубийстве через общенациональный веб-сайт и указание им на предложения помощи и профилактики. Также запланирована просветительская кампания по психическим заболеваниям с целью их дестигматизации, а также по темам умирания и смерти, которые также часто являются табу. С этой целью будет открыт центральный номер службы экстренной помощи “113” в сочетании с круглосуточной службой онлайн-консультаций».

Одним словом, этот тот случай, когда гора родила мышь.

В Германии между тем растёт и число психических заболеваний, которые, помимо прочего, могут толкать людей к уходу из жизни. Но никакой национальной стратегии в этой сфере нет и не намечается.

Как показал он-лайн опрос, проведенный немецким Институтом изучения общественного мнения (IPSOS), у каждого третьего немца имеются серьезные проблемы с психикой.

Около 32 % респондентов заявили, что страдают от депрессии, тревожного расстройства, расстройства пищевого поведения, обсессивно-компульсивного расстройства или других психических заболеваний. В частности, молодые женщины в возрасте от 18 до 34 лет часто заявляли, что в настоящее время страдают от психических заболеваний (41 %).

В рамках опроса IPSOS также был задан вопрос о том, какие факторы плохо влияют на их эмоциональное состояние. В их число вошли рост цен и стоимость жизни (89 %), война (81 %), экономика (76 %) и изменение климата (67 %). Пожилые люди реже сообщали о психических заболеваниях: в возрастной группе от 65 до 74 лет 17 % заявили, что в настоящее время психически больны. «Наибольшее бремя психических расстройств приходится на молодое и работающее население», – сообщил президент DGPPN Мейер-Линденберг.

Работающее население в Германии с каждым годом все больше страдает от психических, психологических и поведенческих расстройств. Больничных листов с такого рода диагнозами в стране было выписано в 2023 году в общей сложности на 132 миллиона дней. То есть на каждого трудящегося немца в среднем пришлось почти три трудовых дня, пропущенных по причине заболеваний, связанных с психикой. Об этом Министерство труда Германии сообщило в ответ на запрос фракции Левой партии в бундестаге.

Количество «психических» больничных в последние годы стабильно растет примерно на 5 % в год и за последние десять лет увеличилось вдвое. В 2021 году показатель составлял 126 миллионов, еще годом ранее – 119 миллионов, а в 2012 году таких дней было всего лишь 65 миллионов. В качестве одной из основных причин роста в Минтруда Германии называют непрекращающуюся череду кризисов, которая началась с пандемии и продолжается по сей день в виде кризиса экономического.

Дополнительную нагрузку на психику работников создают цифровизация и декарбонизация, которые резко изменили привычный ход трудовой деятельности немцев, принуждая их осваивать новую технику и отчитываться о снижении выбросов углекислого газа. Все это приводит к психологическому стрессу. Немцы все меньше стесняются просить больничные по психическим и психологическим причинам в случае нервного срыва или сильной депрессии. Со своей стороны врачи и работодатели все чаще относятся к таким просьбам с пониманием.

Больше всего «психических» больничных берут работники здравоохранения, соцобеспечения, образования, включая дошкольное, а также чиновники и сотрудники административных учреждений. Меньше всего от расстройств психики страдают фермеры, лесники, рыбаки и строители. «Психические» больничные они берут в два раза реже, чем средний работающий немец.

В Германии появилась и довольно быстро растет прослойка так называемых «антидойче», представляющая радикальную часть левого политического спектра. Их любимый лозунг – «Deutschland verrecke», в переводе на русский язык – «Германия, сдохни».

Растет и число алкоголиков. Свыше полутора миллионам немцев был поставлен диагноз «алкоголизм». «Проблема с алкоголизмом явно усугубилась, – отмечает DW, – но сколько людей действительно сталкиваются с алкоголизмом, но не обращаются за медицинской помощью, аналитики оценить не могут».

Навязанные из-за океана «зеленый переход», ковидные карантины и отказ от российских энергоносителей превратили Германию в «больного человека Европы». Неудивительно, что немцы потеряли смысл жизни и все чаще уходят в иной мир.

ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ