Украинство как явление зиждется на двух столпах. С одной стороны, это неотъемлемое презрение к русским. Да, в более радикальном националистическом формате оно трансформируется в откровенную ненависть, но на бытовом уровне это всё же высокомерное презрение. Классический «украинец» всегда уверен в том, что русские глупее, незадачливее, да и вообще во всём хуже его. С другой стороны, это столь же гипертрофированная, как и нелюбовь к России, гордость за своё «древнее и великое» укроотечество.

Оба этих столпа, прочно укоренившихся в психологии украинского населения, абсолютно ложны и бессмысленны. Но именно из них слагается грандиозный по своим масштабам миф украинства, который и формирует представления об «инаковости» и «превосходстве» у жителей Юго-Западного края Руси. И именно этот миф необходимо разрушить в первую очередь, чтобы очистить умы наших незадачливых собратьев от зловредного идеологического вируса, когда-то привнесённого извне.

Итак, чем же привык гордиться великоукр, кроме бескрайней в своей неолитической древности истории? Салом, ибо «москали» такого готовить не умеют? Разумеется. Черешней и кавунами, потому что у «кацапов» на их болотах ничего подобного не растёт? Само собой. Тёплым климатом, ведь у русских всегда холодно (про субтропический Сочи не слыхивали). Конечно, плодородными «украинскими» чернозёмами (знаменитую работу великого учёного В. В. Докучаева под названием «Русский чернозём» не читали и не планируют). А чем же ещё? Ах да! Конечно же, большой и могучей рекой, которая делит их незалэжную на две половины.

Хорошо видно, что «украинское» национальное самосознание, равно как и чувство национального превосходства, сконцентрировано в географической плоскости. Достижений культурного или экономического характера в малороссийской глубинке никогда не наблюдалось, а на чисто бытовом уровне великоукр всегда был уверен, что его слепленная из навоза и соломы хата по определению лучше просторной и узорчатой русской избы. Поэтому объективно украинствующие могут представить в качестве свидетельств собственных «национальных» свершений и «величия» только географию. Что ж, вопросы климата, плодородия почв и достижений сельского хозяйства потребуют отдельного разговора. Сегодня же поговорим о предмете более символичном и в то же время крайне важном для развития экономики, а вслед за ней и культуры — о реках.

«Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире». Как вам такое, «москали»? Слыхали, Днепру-то равных нет. Действительно, как тут не загордишься. Пикантность заключается лишь в том, что строки эти принадлежат русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Хотя, конечно, любой уважающий себя «украинец» знает, что Гоголь — деятель «украинской» литературы, просто писал на русском языке, в России и о России. Ну да ладно. Главное, что прославил чудный Днепр.

Разумеется, мы не собираемся спорить с великим русским писателем и не планируем как-то принижать красоту и природное величие прекрасной реки. Достаточно сказать, что Днепр берёт начало в России. Исток его находится в Смоленской губернии, в древнем Оковском лесу. Если же смотреть шире, то Днепр берёт своё начало на Валдайской возвышенности, там же, где и другие славные русские реки — Волга и Западная Двина. Таким образом, весьма символично, что столь важные для русской истории водные артерии имеют один источник (к слову, это русский Северо-Запад). Поэтому ответ на вопрос «Чей Днепр?» кажется весьма очевидным.

Другое дело, когда речь заходит о хозяйственном освоении реки. То есть когда от чистой географии мы переходим к человеческой деятельности и достижениям, которые являются показателями культурного и экономического характера. Но разве Днепр не освоен, справедливо спросите вы? Чего только стоит грандиозный каскад днепровских гидроэлектростанций! Но мы же с вами прекрасно понимаем, кто построил этот каскад, впрочем, как и всё остальное. Поэтому не будем повторяться, а лишь заметим, что на Днепре очень давно хозяйничают трудолюбивые, предприимчивые и во всём превосходящие русских «украинцы».

Исходя из этого, весьма любопытен пример самой знаменитой русской реки — Волги. Ведь по логике великоукров «москали» им не чета. Что ж, посмотрим, как русский народ осваивал свою великую реку.

* * *

Да простит нас Гоголь, но Волга является крупнейшей рекой Европы, и это географический факт. Все её три с половиной тысячи километров находятся в России. Волга — это грандиозное ожерелье из великих русских городов и селений. В самом её верховье находится Тверь, затем следует древний Ярославль, после идёт Кострома, ниже — величественный Нижний Новгород, Чебоксары, нарядная Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, а устье венчает Астрахань. И мы перечислили лишь столицы регионов. Из них Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград являются городами-миллионниками, в первых трёх есть метрополитены. Уже одно данное перечисление говорит о масштабах хозяйственного освоения реки и земель её огромного бассейна.

Но куда более впечатляющим является размах той грандиозной водной системы, ядром которой является Волга. Ещё в XVIII–XIX веках была построена огромная система каналов, позже получившая название Мариинской, которая соединила Волгу с Санкт-Петербургом и, следовательно, с Балтийским морем. Каналы подключили великую реку к крупнейшим в европейской части России озёрам — Ладожскому и Онежскому. Позже, в ХХ столетии, к этому водному пути добавится легендарный и выдающийся Беломорско-Балтийский канал. С одной стороны, более чем двухсоткилометровая рукотворная артерия соединила Северную столицу с Белым морем, а с другой — подсоединила к этому морю и Волгу со всеми её городами (хотя и ранее существовал Северо-Двинский канал, который выполнял эту роль). Канал имени Москвы протяжённостью 128 километров соединил Москву-реку (и столицу, соответственно) напрямую с Волгой. 100 километров Волго-Донского канала объединяют в единую систему величавый Дон и мать русских рек. Таким образом, понятно, почему Москва называется портом пяти морей. Через водную систему, в центре которой находится Волга, можно попасть в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское или Чёрное море. Присовокупим к этому гигантскую реку Каму, на берегах которой стоит большой город Пермь, и получим ещё и прямое водное соединение с Уралом. Северный Ледовитый океан, Балтика, Чёрное море, Каспий, ведущий в далёкую и южную Персию, горы далёкого Урала — всё это доступно с речного вокзала Москвы. А Москва — это сердце России. От этого масштаба просто захватывает дух…

Конечно, главным творцом и архитектором этого грандиозного великолепия является наша природа. Но русский народ совершил великий трудовой подвиг, чтобы этот неогранённый дикий алмаз превратить в совершенный бриллиант хозяйственного освоения.

Разумеется, такое большое количество каналов строилось не просто так, а в основном для расширения судоходства. Поэтому не стоит удивляться тому, что российское речное пароходство в начале ХХ века было одним из крупнейших в мире. Огромные судоходные компании — «По Волге», «Самолёт», «Кавказ и Меркурий» — перевозили по Волге и Каме громадное количество грузов и пассажиров. В начале прошлого столетия на Волге насчитывалось более 1500 пароходов! Почти все они были построены в России. Их кузницей был знаменитый Сормовский завод в Нижнем Новгороде, а также Коломенский завод в Подмосковье. Это уже в советские времена производство всех речных теплоходов перешло в ГДР. Именно гэдээровские теплоходы сейчас являются основной отечественного круизного парка. Благо сейчас времена меняются и строительство новых круизных лайнеров вновь осуществляется в России (примером может послужить теплоход «Мустай Карим»).

По Волге ходили первые в мире нефтеналивные танкеры, идея создания которых принадлежит выдающемуся русскому учёному Дмитрию Менделееву. Разумеется, столь мощная транспортная система выходила за пределы реки, судоходство осуществлялось и в Каспийском море (танкеры с нефтью и нефтепродуктами шли из Баку через Каспийское море и далее вверх по Волге) и по Ладожскому озеру. К слову, по Ладоге, где находятся знаменитые монастыри Валаама и Коневца, регулярное сообщение с помощью пароходов осуществляется с 1846 года. Активно развивалось и морское судоходство, но это уже несколько иная история.

Одним словом, в Европе не было равных России по уровню развития речного транспорта, включая собственное производство кораблей. Впрочем, и во всём мире по этому показателю с нами могли «конкурировать» лишь Соединённые Штаты Америки. Ядром же этого бурного промышленно-транспортного развития была Волга и её бассейн.

Конечно же, великая река и мощное развитие русского пароходства не могли не найти отражения в культуре своего времени. Достаточно обратиться к классической русской литературе. К примеру, герои повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» путешествуют на пароходе по Ладожскому озеру. А главный злодей в знаменитой пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» — Сергей Сергеевич Паратов — является судовладельцем. Пожалуй, большинству он заполнился благодаря кинофильму-экранизации «Жестокий романс», где его сыграл молодой Никита Михалков. Так вот, Паратов катает Ларису на собственном пароходе «Ласточка». Да и сам фильм снимался на Волге, в Костроме, почти родной для Островского. Действие рассказа И. А. Бунина «Солнечный удар» начинается на палубе речного парохода. Максим Горький в юности работает на пароходе и ходит в рейсы, что впоследствии нашло отражение в его автобиографической трилогии. И это мы лишь привели некоторые примеры отражения технического прогресса. А ведь самой Волге посвящено бесконечное множество песен, стихов, очерков и картин русских художников.

Вот что пишет в своём очерке «Путь по Волге» современник и товарищ А. Н. Островского Алексей Антипович Потехин: «Чудное зрелище представляет вам Волга, когда вы любуетесь на нее с высокого крутого ее берега: противоположный берег, видимый на огромное пространство, в одну общую картину сливает разнообразные виды, расположенные во всю длину его. Волга медленно и плавно течет под самыми вашими ногами, вдали сливаясь с горизонтом; тысячи разнообразных судов бороздят ее в разных направлениях, составляя с нею нечто целое, живущее одной жизнью, и мысль теряется в этом огромном видимом пространстве, и думаешь видеть перед собою чудо или обман зрения. Дивная, великолепная Волга, как не любить тебя!»

Таким образом, географическому шовинизму украинства надо бы знать своё место. Конечно, пароход, как и литература, то «москальска наука», поэтому, видимо, воспевание Днепра «украинцы» отдали на откуп русскому писателю Гоголю, но один Николай Васильевич в поле не воин.

Сергей Газетный