Массовые нарушения избирательного процесса остались без внимания

26 мая по итогам второго тура выборов стало известно, что обязанности главы Литовского государства до июля 2029 года во второй раз подряд возложены на Гитанаса Науседу, выступавшего в качестве независимого кандидата. Почти 74,5% избирателей отдали ему голоса, тогда как премьер-министру Ингриде Шимоните доверие оказали чуть больше 24%.

Сетевая оппозиционная пресса нарекла победителя гонки Пустым Местом. Политолог Андрюс Мартинкус считает, что «этап барахтанья в гнилой политической луже завершился, сменившись этапом жизни в устоявшемся с 2019 года политическом болоте». То есть с началом первого президентского срока Науседы.

Кардинальных перемен профессор не ждёт. «Они всегда наступали не по итогам выборов, а в условиях глобальных мировых потрясений».

Например, в ХХ веке в Первую мировую войну приобретена независимость. Этот день внесён в календарь памятных дат и празднуется 16 февраля. Восстановление независимости в 1990 году тоже случилось благодаря тектоническим изменениям: в холодной войне коллективный Запад взял верх, произошло объединение ФРГ и ГДР, началась горбачёвская «перестройка», СССР раздирали интересы кланов. 11 марта тоже памятная дата.

В данный момент в мире наблюдаются геополитические преобразования, которые обязаны породить перемены в Литве. Рассматривая итоги президентских выборов сквозь эту призму, прогнозы напрашиваются сами собой, полагает Андрюс Мартинкус.

Гитанас Науседа – абсолютно проамерикански ориентированный карликовый восточно-европейский лидер. Его личное благополучие зависит от благосклонности Госдепартамента. Нет ничего удивительного в том, что замыкающийся на главу Литвы пропагандистский аппарат не устаёт убеждать обывателей в том, что без мировой (часто говорят, божественной) гегемонии США литовская государственность невозможна.

«Если в нашей стране не останется США, здесь появится Россия с её репрессивными учреждениями, несущим следом тюрьмы, ссылки, расстрелы. Мы обязаны хранить мировое лидерство Америки. Россия должна быть уничтожена в военном отношении, политически, экономически и культурно» – это любимый нарратив Науседы.

Тех соотечественников, кто 12 мая в первом туре голосовал за кандидатов с антиамериканской и пророссийской программами (три оппонента с альтернативными взглядами собрали почти 350 тысяч голосов – более 30%), Науседа обозвал «рабами, живущими по курантам Кремля».

Однако поддержка во втором туре его предвыборной повестки не означает, что литовцы выступают за Америку, войну и русофобию, как считает политолог Вигантас Келертас. «Избиратели, голосовавшие за главу правительства Шимоните, действительно выступают за глобалистку и ставленницу партии войны. Фавориту отошли симпатии той части электората, которая боится войны, потому что Науседа – это стабильность». 

Профессор Мартинкус с коллегой не согласен: «Это примитивный и наивный взгляд, поскольку внешняя политика Науседы объективно ведёт к войне. Однако голосовавшие боятся признавать факт, обманываются, ошибаются. Но есть так, как есть».

Надо подчеркнуть, что первая пресс-конференция Гитанаса Науседы после подсчёта голосов оказалась весьма воинственной по духу и антироссийски заточенной: «У Кремля не должно остаться возможностей для успехов на фронте. Мы поддерживаем идею прямого вмешательства НАТО в украинскую войну».

Победители выборов не желают соглашаться с тем фактом, что мировая гегемония США заканчивается, Америки в Европе по разным причинам останется меньше. Не исключено, что её влияние после президентских выборов в ноябре ещё более уменьшится или сойдёт на нет. При таких обстоятельствах главе Литвы придётся ладить с восточными соседями по примеру прагматичных европейских государств. Тем более именно Москва инициирует глобальные перемены, в том числе создание многополярного мира вместо однополярного. И это ей удаётся, если судить беспристрастно.

Новый/старый глава Литовского государства таких глобальных потрясений боится. Они могут оказаться фундаментом для кардинальных перемен.

И буквально несколько широких мазков посвятим организации и проведению выборов.

Впервые отсутствовали иностранные наблюдатели. Вильнюс отказал всем под предлогом нежелания принимать представителей России и Белоруссии. Как полагает непримиримый критик власти Зигмас Вайшвила, подписант Акта независимости от 11 марта 1990 года, «сознательно создавались предпосылки для фальсификации итогов голосования».

В пользу этого предположения говорит отказ Центризбиркома сообщить членам национальной гильдии наблюдателей (президент – авторитетнейший Зенонас Вайгаускас, 22 года руководивший ЦИК) общее количество отпечатанных бюллетеней и количество доставленных в каждую региональную избирательную комиссию. По слухам, вопреки закону на места направляли не по 105% бланков от числа избирателей, а максимум 2/3 от этого же числа.

Именно отсутствие строгого учёта документов стало основным инструментом манипуляций в пользу победителя. Масса нарушений фиксировалась на избирательных участках при посольствах и консульствах Литвы за рубежом. Из 460 тыс. официально зарегистрированных там избирателей к урнам пришли только 48 тыс. Образовалось огромное поле для злоупотреблений.

Вторым стала организация голосование на дому. По предварительным данным, уполномоченные члены избирательных участков посетили только 10% своих подопечных из числа стариков, инвалидов, больных и так далее. Искусственно высвободившиеся бюллетени можно было фальсифицировать в пользу любого кандидата.

Члены команды Вайшвилы ни на йоту не сомневаются: реальные итоги президентских выборов сильно отличаются от официальных, хотя, не исключено, что победитель тот же. Конкретно тот, который окажется очень полезным США в Восточной Европе в ближайшие пять лет.

ПОВИЛАС ИГНАТАВИЧЮС