КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Благодаря анекдотичной по своему настойчивому стремлению расхвалить новую песню Пугачёвой рецензии появился повод не только вспомнить о том, как «примадонна» стала главной «звездой» отечественного шоубиза, но и развенчать очередной антирусский либеральный миф.

«Большое видится на расстоянье»

Даже тем, кто не читал стихотворения «Письмо к женщине» Сергея Есенина, откуда взята приведённая выше строчка, эти слова, несомненно, знакомы – ибо стали устойчивым выражением.

Однако жизнь преподносит нам всё новые уроки. И оказывается, что на расстоянии в десятки лет лучше видится не только большое – но и то, что мы привыкли, нас научили считать действительно большим и значимым. Между тем время и поступки людей позволяют понять, что великое на самом деле казалось таким только благодаря надувательству. В прямом смысле слова – как надутый воздухом шар выглядит большим, но внутри-то пустой.

К 2024 году, на расстоянии в 25–30 лет, выяснилось – именно так обстояли дела с Аллой Пугачёвой.

Русские сами заслужили таких «звёзд»?

С одной стороны, можно понять раздражение части общества по поводу каждого нового упоминания Аллы Борисовны – мол, кому нужна и интересна эта 75-летняя пенсионерка из Израиля, с Кипра или откуда ещё (только не из России)?

АЛЛА ПУГАЧЁВА. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА»

С другой стороны, именно легендарный статус Пугачёвой позволяет понять и развенчать один из устойчивых современных либеральных мифов о русском народе. И звучит он примерно так: а чего это вы, патриоты (произносится с издёвкой), так взъелись на отечественный шоубиз? На всю эту пошлость и бездарность, наглость и жадность… Ведь это «звёзды» этой страны и этого народа. Русские имеют таких кумиров, каких сами заслуживают, – вся эта вульгарная попса является лишь отражением вас самих. Забудьте вы свои россказни про свою особую «духовность», про «загадочную русскую душу» – а лучше вспомните собственные пословицы. Как там… «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Вот и вся разгадка популярности Пугачёвой и иже с ней…

Заявление, чего уж таить, громкое, даже с намёком на разоблачительный пафос. Но, как и многие яркие изречения современных либералов, скрывает в себе где-то умалчивание, где-то недомолвки, а где-то и просто неправду.

Прежде всего, не нужно делать вид, что в России попса это одно, а в других странах – нечто другое, на порядок более качественное и талантливое. Нет, в том и заключается одна из граней навязанной Западом всему миру глобализации, что нынешняя «популярная музыка» мало чем различается в США, в Италии и в Корее с Аргентиной.

НА РУБЕЖЕ 1990–2000-Х СУПЕРЗВЕЗДОЙ БЫЛА БРИТНИ СПИРС – КРАСНОРЕЧИВЫЙ ФАКТ О ТВОРЧЕСКОМ УРОВНЕ МИРОВОЙ ПОПСЫ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ BRITNEY ONLINE

Разумеется, некоторые региональные особенности в мелодиях и аранжировках существуют, да и на английский язык ещё не все и не везде перешли, – но в целом попса по всему миру это торжество одной и той же музыкальной примитивности и стихотворной бессмысленности. Так что наша поп-индустрия в этом отношении идёт нога в ногу с «цивилизованным миром». Увы.

«Ложный стыд» – какое говорящее название оказалось у песни

На ещё более важную причину того «особого положения», которое Пугачёва занимала в постсоветском шоу-бизнесе, отчётливо указал недавний то ли анекдотический, то ли постыдный (это уж на усмотрение каждого) случай.

21 мая издание «Московский комсомолец» известного журналиста Артура Гаспаряна, ещё с 1990-х годов освещающего события отечественного шоу-бизнеса и даже участвовавшего в их создании (был организатором всевозможных премий). Статья посвящена премьере новой песни Аллы Пугачёвой «Ложный стыд» – и «примадонна» неожиданно стала последней, за кого по-настоящему стыдно в этой истории.

АРТУР ГАСПАРЯН. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «РАДИО ШАНСОН»

С самой Аллой Борисовной всё уже понятно: особенно на фоне публикации  видеоклипа на одноимённую композицию. В клипе Пугачёва предстала настолько неестественно моложавой, что это не смущает лишь самых преданных её фанатов. «От силы 45» – такая закрадывается мысль при взгляде на полностью лишённое морщин лицо артистки, которая пытается и вести себя в кадре под стать известной поговорке про «баба ягодка опять».

И это выглядит пугающе наигранно – особенно с учётом участившихся в последние месяцы сообщений о проблемах со здоровьем у певицы. Так, во время посещения торгового центра на Кипре Пугачёвой стало плохо. А когда она после долгого перерыва появилась на публике в Юрмале летом 2023-го, то выглядела старухой, едва передвигающей ноги и с трудом осознающей происходящее вокруг.

ОХ И ПОМОЛОДЕЛА В НОВОМ КЛИПЕ ГРАЖДАНКА ПУГАЧЁВА, 1949 ГОДА РОЖДЕНИЯ… СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «АЛЛА ПУГАЧЁВА»

А тут вдруг такая метаморфоза. Чудеса – то ли макияжа, то ли компьютерных спецэффектов…

«Слушатели трепетали, открывали, считывали»…

И вот на совершенно проходную как по содержанию, так и по исполнению песню (при всём уважении к таланту Пугачёвой нужно признать – как первоклассная вокалистка она давно «закончилась») Артур Гаспарян пишет отзыв, применительно к которому слово «лесть» представляется излишне жёстким.

«Изящные пальцы», «выразительные глаза», «бездонная душа», «взмах ресниц» – непрекращающийся поток приторной словесной патоки в адрес Аллы Борисовны обрушил журналист на читателей «МК». Оказывается, по версии Гаспаряна, «слушатели трепетали не только от романтики образов и глубины чувств, но открывали те самые «вдоль дороги маяки», считывали месседжи…» – правда, вряд ли адекватные слушатели «Ложного стыда» в курсе того, что они «трепетали, открывали и считывали».

НЕПОТОПЛЯЕМАЯ АЛЛА БОРИСОВНА? ФОТО: ИВАНКО ИГОРЬ/АГН «МОСКВА»

Но самое интересное в данной рецензии – вовсе не соревнование автора с самим собой под неофициальным названием «пусть в каждой следующей строке будет больше восхвалений Пугачёвой, нежели в предыдущей».

Во-первых, по «скромному» заявлению Гаспаряна, расчётливо прибережённому до финальных абзацев текста, Пугачёва настолько велика, гениальна и жизненно необходима России, что о её немедленном и безоговорочном возвращении мечтает «внушительная часть народонаселения». Более откровенного и по-хамски нахрапистого намёка на необходимость вернуть Аллу Борисовну безо всяких претензий за её антирусские слова и действия представить трудно. Можно, конечно, при богатой фантазии – но сложно.

А во-вторых, своей одой, гимном и панегириком в адрес Пугачёвой Гаспарян словно возвращается на четверть века назад – и невольно, нежданно и негаданно раскрывает нам один из механизмов превращения певицы в «легенду».

Путешествие во времени, пилот – Гаспарян

Честно говоря, 21 мая сложилось впечатление, что наконец-то сбылась мечта миллионов любителей научной и не очень фантастики: свершилось первое путешествие во времени. Год этак в 1997-й – потому что статьи в СМИ, поразительно напоминающие рецензию Гаспаряна, были именно тогда для отечественного шоубиза в порядке вещей.

Разные авторы на разный манер, но с одним настроением – «гениально… неповторимо… браво, Алла Борисовна… да куда же мы без вас…» – без перерыва на сон и еду, без выходных и отпусков создавали у русской публики ощущение, будто Пугачёва «была, есть и будет солнцем в окошке» отечественной эстрады.

При этом не стоит забывать, что хвалебные отзывы были лишь частью кампании по превращению певицы в настоящего кумира. То есть в священную статую, которой нужно поклоняться и приносить жертву – то есть платить, платить и снова платить за «творчество» артистки.

В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ МОГЛО ПОКАЗАТЬСЯ, ЧТО ПУГАЧЁВА – ЭТО НАВСЕГДА. ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ/АГН «МОСКВА»

Разумеется, огромную роль сыграл уже имевшийся у Пугачёвой на момент распада СССР культовый статус. Не сказать, что популярность певицы была совсем уж незаслуженной, – но культ Пугачёвой в позднем Союзе был искусственным, навязанным. Влияние либералов на жизнь наших соотечественников активно проявилось и в том, что вместо советской, весьма самобытной и опиравшейся на русские песенные традиции эстрады нам предложили шоу-бизнес по западному образцу.

А в шоу-бизнесе, как известно, талант – дело не бесполезное, но и не решающее. Главное – «институт звёзд», то есть раскрученных знаменитостей, как раз и выполняющих функции кумиров. Благодаря налаженным связям Пугачёва смогла получить в свои руки рычаги формирования музыкальной повестки 1990-х (эфир радиостанций и телеканалов, состав участников фестивалей и гастрольных туров) – чем сполна и воспользовалась.

«Она была готова просто не знаю что сделать»

Большую роль сыграли и личные качества Аллы Борисовны. И речь не об артистическом и вокальном талантах, а о жажде славы и единичности на музыкальном Олимпе.

Именно такую характеристику дал певице в   знаменитый рок-музыкант Александр Ф.Скляр. По его словам, она на протяжении всей карьеры хотела быть на виду, чтобы о ней говорили, быть безоговорочно первой и главной на вершине пьедестала.

АЛЕКСАНДР Ф.СКЛЯР. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «ЭМПАТИЯ МАНУЧИ»

Титул примадонны, по её мнению, мог принадлежать только ей. Она готова была за него просто я не знаю что сделать. Точнее, знаю, но не хочу говорить, что она делала, как расправлялась с теми, кто мог покушаться на это место. Знаю минимум пять таких историй. …Не хочу до этого опускаться,

– рассказывает Скляр.

Показательно, что примерно ту же цифру – «пять-шесть» – конкурентках Пугачёвой и актёр, сценарист и публицист Иван Охлобыстин. Правда, напрямую была названа только фамилия Жанны Агузаровой – оригинальной звезды позднесоветской эстрады, первоначально пользовавшейся расположением «примадонны», но затем рассорившейся с ней:

Агузарову Пугачёва не пропустила. Могу ещё пять-шесть имён назвать действительно талантливых девок. Как только появлялся намёк на какую-то конкуренцию, она это резко пресекала.

ЖАННА АГУЗАРОВА В СВОИ СЛАВНЫЕ ВРЕМЕНА. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «МУЗЫКА НА СОВЕТСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ»

Кроме того, в публичное пространство попали истории о том, как Пугачёва негативно влияла на творческую судьбу артистов-мужчин.

Так, любимец публики конца 1980-х, автор и исполнитель шлягеров «Странная женщина» и «Яблоки на снегу» Михаил Муромов заявляет, что резкий закат его карьеры – дело рук как раз «примадонны»:

Однажды я сорвался с гастролей из Питера на съёмки передачи «Здравствуй, мир, здравствуй, друг». …Но тогда как раз пугачёвский паренёк прибежал к редактору и сказал: «Не надо Муромова!» За шесть часов до эфира! …Ей не нужны были звёзды.

При этом, по словам актрисы Елены Борзовой, свой авторитет Пугачёва использовала и в тех случаях, когда нужно было поддержать близких ей людей. В начале 2000-х из-за этого пострадал певец Игорь Демарин, потенциальный конкурент тогдашнего супруга певицы Филиппа Киркорова:

Игорь был ярким, голосистым, и главное, он никогда не пел под фанеру. Всё это раздражало Аллу, и она Игоря убрала из всех эфиров и концертов благодаря своим связям.

Что с того?

Конечно, сказать, что Пугачёва долгое время была «звездой № 1» отечественного шоу-бизнеса только благодаря массовым восхвалениям в свой адрес наподобие того, на которое недавно сподобился Артур Гаспарян, было бы преувеличением.

Сказался целый ряд обстоятельств – от уже наработанной в советские годы популярности до умело созданной системы закулисных взаимоотношений и договорённостей, игравших в шоубизе 1990-х решающую роль.

И, возможно, не стоило бы лишний раз ворошить эту историю – если бы не тот самый либеральный антирусский миф, будто наш народ не имеет права критиковать Пугачёву. Якобы это сами русские возвели «примадонну» в ранг небожителей, так пусть теперь терпят её оскорбления.

Вот тут-то и нужно вспомнить, что звёздный статус Аллы Борисовны после распада СССР – это не следствие народной любви, а результат умелого использования информационных технологий и тогдашнего тотального контроля либералов над всеми видами СМИ. Именно либералы задавали повестку, и в шоу-бизнесе в первую очередь. Так что понадобилось много лет и немало пертурбаций, чтобы мы сумели избавиться от навязанных ими установок.

И увидеть-услышать, кто же такая на самом деле Алла Борисовна Пугачёва. Да и все остальные «кумиры 1990-х», пусть и масштабом поскромнее.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ