КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

За свою долгую историю Московский Кремль видел всякое, но 1 июня 2024 года в его летопись могла быть вписана позорная страница. Кто едва не протащил за кремлёвские стены Инстасамку и держит сердце России в культурной осаде?

Инстасамка и Кремль.

Для каждого русского человека связка двух этих слов выглядит фантастической, недопустимой и даже кощунственной.

С одной стороны, скандальный блогер, сделавшая себе имя на самом низкопробном (ниже и гаже разве что откровенная порнография) интернет-контенте, а затем на волне «хайпа» решившая конвертировать свою дешёвую популярность в стабильные гонорары «поп-звезды».

С другой — историческое сердце страны, место сосредоточения политического, духовного, культурного величия России. Исходная координата, от которой ведётся отсчёт жизни нашего народа во всех сферах и областях. Родная точка на карте для каждого русского человека вне зависимости от его места жительства и количества посещений Москвы.

Двух мнений быть не может: Инстасамка и Кремль находятся в параллельных измерениях, траектории их существования могут пересечься только случайно. Скажем, Дарья Зотеева (настоящее имя «звезды» под псевдонимом Инстасамка) решит в свободное от «творчества» время посетить Кремль с экскурсией. Что ж, на экскурсию имеет право — но не выступать на сцене Государственного Кремлёвского дворца.

А ведь именно такой «перформанс» чуть было не организовали скрытые в тени воротилы отечественного шоубиза. Которым, складывается ощущение, и СВО нипочём…

ИНСТАСАМКА И ЕЁ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ INSTASAMKA

«Властелин тьмы» в Кремле — на Западе были бы довольны

С Кремлём как местом всевозможных культурных мероприятий в последние месяцы творятся странные вещи.

Так, 31 марта 2024 года здесь должна была состояться музыкальная программа из рок-хитов, исполненных симфоническим оркестром. Звучит на первый взгляд безобидно — но дьявол, как известно, в деталях.

Во-первых, без дьявола действительно не обошлось — ведь анонсированный концерт и открываемый им тур по стране носил название «Властелин тьмы». Заголовок провокационный как минимум по двум причинам.

Ну, очевидно же, что словосочетание «Властелин тьмы в Кремле» — это просто мечта западных пропагандистов. Сразу считывается очевидный намёк на президента России, и можно напридумывать массу статей и постов в соцсетях с общим посылом в духе «теперь официально — Путина признали средоточием всемирного зла…».

ТИПИЧНАЯ АТМОСФЕРА ШОУ ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЛАСТЕЛИНА ТЬМЫ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ CONCORD ORCHESTRA

Да и шоу с сатанинским оттенком (дело не только в названии — происходящее на сцене представление тоже имеет выраженную «эстетику тёмных сил») в двух шагах от древних православных святынь (Успенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, усыпальницы правителей русского государства) — это идея, мягко говоря, сомнительная. Жёстко говоря — оскорбительная. Причём не только для верующих, но и для каждого русского человека, уважающего национальную историю и культуру.

Во-вторых, категорически неподходящим оказалось не только место, но и время. Никто не спорит с тем, что культурная жизнь не должна замирать и во время СВО — однако всего лишь за три недели до предполагаемой даты концерта состоялась очередная преступная атака на Белгород. Десятью днями ранее запланированного «Властелина тьмы» произошёл теракт в «Крокус Сити Холле».

Не говоря уж о том, что шоу с сомнительным названием и сценическим оформлением, проводимое во время Второй седмицы (недели) особо строгого Великого поста, выглядит странным в стране с преимущественно православным населением.

АТМОСФЕРА НА ШОУ «СИМФОНИЧЕСКИЕ РОК-ХИТЫ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ LISKI VIDIQ

Впрочем, широкая огласка помогла предотвратить то ли идеологическую диверсию, то ли акт вопиющей глупости и безграмотности — «Властелин тьмы» в Кремль не пустили. Даже несмотря на то что организаторы оперативно переименовали программу в «Симфонические рок-хиты». Которые, кстати, в тур по стране всё-таки отправились — но в некоторые города (например, в Великий Новгород) патриотическая общественность шоу «с душком» также не пустила.

Поэты на главной сцене страны — да только не те…

А вот другое сомнительное мероприятие в сердце России всё-таки, судя по официальному сайту Государственного Кремлёвского дворца, состоялось. Несмотря на то, что внимание на факт подготовки этого действа обратили за пару месяцев до 26 мая.

Конечно, поэтический фестиваль «Живая поэзия», о котором и идёт речь, не чета рок-шабашу «Властелин тьмы». Но проведение и этого «высококультурного» фестиваля тоже оставляет вопросы.

Прежде всего, смущает характер и состав поэтического собрания.

Анна Егоян, Георгий Аланский, Кристина Новикова, Никита Grappa Воу, Сабрина Бицадзе, Лиа Жэ, Даниил Данилевский, Аида Артну, Jandro, Иланда Джикирба — если при прочтении этого списка ваш взгляд ни за что не зацепился, а ваша память не подсказала ни одной стихотворной строчки, не спешите посыпать голову пеплом по поводу собственного невежества.

«ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ». СКРИНШОТ: САЙТ:KREMLINPALACE.ORG

Нет, вы не пропустили новых гениев, хотя организатор выступления поэтический лейбл «Прометеус Медиа» и презентовал вышеназванных как «звёзд современной поэзии». Дело в том, что «Прометеус Медиа» это типичное порождение либерального шоубиза. Особенность разве что в том, что это сегмент «для тех, кто считает себя высококультурными».

На Западе существует, например, такое явление, как спортивные шоу. Собирают, например, второсортных, но мастеровитых баскетболистов и разъезжают с показательными выступлениями, в которых цирковых элементов больше, чем спортивного состязания. Так вот и появление «поэтических лейблов» это явление того же порядка: попытка устроить нечто вроде «Поэтического бума 1960-х», только «на минималках». Ну и заработать при этом, конечно.

Ничего криминального и вопиюще ужасного в этом нет — даже если со сцены читают не самые талантливые стихи, это всё равно лучше, нежели содержание 90% современного шоу-бизнеса. Если бы не два «но».

Но: «Живая поэзия» это не что иное, как выступление, приуроченное к пятилетию «Прометеус Медиа», по сути, корпоратив, пусть и пафосный. Корпоратив какой-то малоизвестной конторы в Кремле — это действительно уместно?

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ — ВЫСТУПИТЬ ЗДЕСЬ СТРЕМЯТСЯ МНОГИЕ. ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА»

И второе «но» — эти никому не знакомые «звёзды современной поэзии» фактически занимают место тех подлинных поэтов нашего времени, стихи которых как раз в наши дни и должны звучать в кремлёвских стенах. Например, таких пишущих стихотворную летопись трагических и великих событий Русской Ввесны и СВО авторов, как Анна Долгарева, Аким Апачев, Игорь Караулов, Анна Ревякина и другие.

Однако как раз их выступления в Кремле отчего-то не организуют, что на фоне концертов вроде «Живой поэзии» выглядит на третий год спецоперации странно и даже подозрительно.

Ради детей готовы на любые жертвы…

Ну а теперь ближе к делу — об Инстасамке в Кремле.

Как выяснили СМИ, Дарья Зотеева, она же Инстасамка, числилась в первоначальном списке участников праздничного концерта в Кремле. Выступление должно состояться 1 июня и посвящено, как несложно догадаться, Международному дню защиты детей. Не случайно и само представление называется «Всё лучшее — детям!».

ИНСТАСАМКА — ВИДИМО, ИМЕННО ТАК НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ ДЕТСКИЕ ИДЕАЛЫ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ INSTASAMKA

Когда к блогеру обратился неназываемый источником по имени организатор концерта, Зотеева и её менеджеры сразу согласились. Да, это бесплатное выступление, однако рекламные дивиденды обещали с лихвой покрыть любые финансовые издержки. Представьте себе — Инстасамка выступает в Кремле! Да после такого можно сразу обновлять и расценки на корпоративы, и райдер.

Ради возможности «засветиться» на статусном мероприятии (Кремль, для детишек ничего не жалко — лучше пиара не придумаешь…) блогер отказалась от двух предложений на частные выступления с суммарным гонораром то ли 10, то ли 12 млн рублей.

Кто же тащит Инстасамку за кремлёвские стены?

Но затем, к счастью, у кого-то что-то — то ли проснувшаяся совесть, то ли опасения последствий явной культурной провокации, то ли холодный расчёт (убытки от скандала могли перекрыть прибыль «от хайпа») — проснулось, и Инстасамку из числа участников концерта «Всё лучшее — детям!» вычеркнули.

И вроде бы всё, вопрос закрыт, скандальная «исполнительница» на кремлёвскую сцену не выйдет и любительницу ребятишек из себя изображать не будет. Однако подобное мнение — опасная наивность.

Не может не вызывать тревоги сам факт инициативы какого-то организатора столь статусного шоу пригласить в Кремль Инстасамку. Человека, в числе «передовых частей» армии разврата, пошлости и алчности наступающего на сознание подрастающего поколения с песенками в духе «За деньги — да». Выходит, влиятельные деятели шоу-бизнеса считают возможным раскручивание таких персонажей с помощью самых крайних средств.

ИНСТАСАМКА В ТВ-ШОУ «ГОЛОС». СКРИНШОТ: ГРУППА «СТЫД» В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

А если вспомнить, что раскрутка Зотеевой до статуса «официальной звезды шоу-бизнеса» уже довела её до эфира федеральных телеканалов, становится ещё тревожнее. Не далее как три месяца назад Инстасамка появилась в рейтинговом ТВ-шоу «Голос» — причём исполняла песню в эфире передачи, имеющей возрастной рейтинг «12+» (зрителями могут быть дети от 12 лет). Причём ведущая проекта сопровождала появление Зотеевой следующим пассажем:

Я даже не знаю, чем нас можно ещё удивить. Но, мне кажется, у нас получится…

Обратите внимание: в обоих случаях — и с состоявшимся выступлением в «Голосе», и с сорвавшимся концертом в Кремле — Инстасамка играла пассивную роль. Это не она всячески прорывалась в федеральный эфир и на главную сцену страны — а её туда приглашали. Некие влиятельные люди посчитали, что имеют право на всю страну демонстрировать символ современной интернет-пошлости и не только остаться безнаказанными, но и извлечь свою выгоду.

«ГОЛУЮ ВЕЧЕРИНКУ» НЕ ИВЛЕЕВА ПРИДУМАЛА — ПОВЛИЯТЕЛЬНЕЕ ЛЮДИ… ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Так что главная проблема не в скандальных блогерах-певичках — а в тех, кто стоит за их удавшимися и сорвавшимися провокационными, порой и просто оскорбительными для русского народа перформансами. Ведь и «голая вечеринка» лишь формально зовётся именем Насти Ивлеевой: на самом-то деле оргию в «Мутаборе» организовали  другие. В частности — компания МТС и её топ-менеджер Игорь Мишин, курирующий медиапроекты.

Что с того?

Конечно, можно посчитать возмущение по поводу отменённого выступления Инстасамки в Кремле бурей в стакане воды. Мол, ничего же не состоялось — чего зря кипятиться?

Не в Инстасамке же дело, право слово, а в том, что в России в шоу-бизнесе и культуре по-прежнему имеют большое влияние (нередко в комплекте с высокими руководящими постами) люди, для которых нет ничего святого.

Кремль — это русская святыня для каждого патриота вне зависимости от его религиозной принадлежности и политических взглядов. И не понимать, что святыню нельзя марать пошлостью образца Инстасамки и прочих «кумиров из интернета», могут лишь откровенные враги России. Или понимать — но специально пытаться протащить за кремлёвские стены что-нибудь «этакое».

Тут же могут раздаться голоса: но ведь выступали же в Кремле Пугачёва, Киркоров, группа «На-На» и прочие герои шоубиза? Абсолютно справедливое замечание, ответ на который может быть только один — всевозможным «примадоннам», «зайкам моим» и «хоп-хей-ла-ла-леям» в Кремле не место.

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ В 1612 ГОДУ ВЫПОЛНИЛИ СВОЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ МИССИЮ. ДЕЛО ЗА НАМИ. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА«

Мы до сих пор не преодолели либеральную культурную смуту 1990-х — 2000-х, когда под девизом ещё тогда не родившейся Инстасамки «За деньги — да» на кремлёвскую сцену протащили махровую бездарную попсу. Во время смуты XVII столетия, в 1612 году, нашим предкам пришлось выбивать из Кремля польских интервентов.

А сегодня (на самом деле — ещё вчера) нам самим жизненно необходимо выметать из Кремля всё неподобающее. Низкопробный шоу-бизнес, всевозможных «тёмных властелинов» и всяческие «поэтические лейблы» пускай ищут себе другие места для заработка — концертных площадок в стране предостаточно. Если мы не очистим от всего вышеназванного Кремль, то новая, подлинно национальная эпоха в нашей культуре так и не начнётся.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ