КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

По степени негативной реакции проведённая «пенсионная реформа» не имеет себе равных. Часть чиновников и депутатов признают данный факт, но предпочитают не отменять ранее совершённую ошибку, а «латать дыры», например, через подготовку законопроекта, который позволит внести изменения в закон «О страховых пенсиях».

Речь идёт о мамах в многодетных семьях. Однако, на мой взгляд, вопрос необходимо ставить шире — показатели смертности мужчин в России, по данным Минздрава, в возрасте 35-40 лет вдвое выше, чем у женщин. Если сохранятся нынешние темпы, то, по мнению демографов, только 58% мужчин России доживут до 65 лет. Деньги, которые они всю жизнь отдавали в виде прямых и косвенных налогов, останутся в распоряжении государства. Пора менять, на мой взгляд, эти позорные правила игры. Но об этом чуть ниже. Сначала скажем о многодетных мамах.

В настоящее время женщина в России может досрочно выйти на пенсию в 50 лет (если родила 5 и более детей, воспитав их как минимум до 8-летнего возраста), в 56 лет (если у нее четверо детей) и в 57 лет с тремя детьми. Согласно действующему закону «О страховых пенсиях» эти нормы действуют при страховом стаже не менее 15 лет.

Сейчас в стенах российского парламента предлагают понизить пенсионный возраст многодетных мам.

Ярослав Нилов, глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов:

В 2018 году подняли пенсионный возраст, тогда же предусмотрели льготу для тех женщин, у кого четыре ребёнка и у кого три ребенка. Но с учётом того, в какой демографической ситуации мы сейчас находимся, мы считаем, что существующую льготу, а именно — 56 и 57 лет, это для четырех детей и для трёх детей, надо скорректировать, и возраст для этой категории снизить — соответственно до 54 и 52 лет. Для тех женщин, у кого пять и более детей, для них сохранился прежний льготный возраст выхода на пенсию — в 50 лет.

Если парламент поддержит данную инициативу, в чём я сильно сомневаюсь, то закон вступит в силу с января 2025 года. Однако и здесь возникают существенные обстоятельства, связанные с размером возможных пенсий для многодетных мам.

Инна Гориславцева, член экспертного совета при Патриаршей комиссии по вопросам семьи:

В данном случае получается, что женщина, которая родила четверых детей, и находилась определённое время в декретном отпуске, по уходу за своими малолетними детьми, такой трудовой стаж будет иметь предельно короткий. А следовательно, и пенсионная выплата у неё будет ничтожно маленькая. И, соответственно, не будет стимулировать её выходить на пенсию в 52 года, а будет ее вынуждать продолжать работать и за границами назначенного пенсионного возраста. Поэтому я полагаю, что сказав «а», депутаты должны сказать и «б».

В Госдуме понимают справедливость данного обстоятельства и предлагают свои варианты манёвров. Правда, там признают, что речь идёт о небольших доходах, которые придётся совмещать либо с работой, либо с другими социальными выплатами.

Ярослав Нилов, глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов:

У нас доход неработающего пенсионера не должен быть меньше, чем прожиточный минимум. Поэтому какая бы ни была назначена маленькая страховая пенсия, если женщина не будет работать, ей будет доплачиваться до прожиточного минимума. Конечно, прожиточный минимум недостаточен. Но в любом случае маленькая пенсия, она всё равно будет ещё дополнена вот этими деньгами, которые доведут доход неработающего пенсионера до прожиточного минимума. Сейчас при нахождении в декретном отпуске можно трудиться в любом формате, и у работодателя, и удалённо, и в формате смешанной занятости. При этом не лишаясь пособий.

На мой взгляд, ещё более остро стоит вопрос не только по многодетным отцам, в отношений которых ранее уже предлагали также применить пакет льготных мер пенсионного обеспечения. Однако вопрос не находил среди депутатов поддержки. Дескать, одно дело — зачать ребёнка и совершенно иное — родить его и воспитывать. Странная, на мой взгляд, позиция. Этакая презумпция виновности всех мужчин.

Между тем по сильной половине российского общества ещё больше вопросов, чем по прекрасной половине. Особенно с точки зрения дожития до пенсионного возраста. В современной России мужчины живут меньше, чем их предки в Советском Союзе 60 лет тому назад. И ситуация усугубляется.

По прогнозу демографов, менее 58% мужчин России доживут до 65 лет. Для сравнения:

  • в Швеции и Швейцарии до 65 лет доживают 90%.
  • в Италии, Нидерландах и Норвегии — 89%.

Получается, как минимум 40% российских мужчин, ежемесячно выплачивая государству, через работодателя, прямые и косвенные налоги, в т.ч. платежи в Социальный (бывший Пенсионный) фонд, ничего не получат из уплаченных денег. Человек попросту не доживает до срока, который определило государство.

У НАС ДОХОД НЕРАБОТАЮЩЕГО ПЕНСИОНЕРА НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ. ФОТО: SVETLANA LAZARENKA / SHUTTERSTOCK.COM

Не получат эти средства и его родственники — вдова, дети, внуки. Это вопиющий факт, который необходимо исправить. Кстати, это будет стимулировать людей получать доходы исключительно в легальной зоне, а не по серым схемам.

Родственники же должны иметь полное право распоряжаться пенсионными накоплениями главы семьи, если он ушёл в мир иной, не дожив до пенсионного возраста. Это будет справедливое компромиссное решение, как и предложение по снижению пенсионного возраста для многодетных мам.

Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан:

Конечно, эту инициативу мы полностью поддерживаем. Я сама многодетная мама. Более того, мы предложили, чтобы каждой маме по факту рождения третьего ребёнка начиная с этого момента сразу, во-первых, зачислялся трудовой стаж; и во-вторых, чтобы она получала зарплату, минимум в размере двух минимальных размеров оплаты труда. Потому что воспитание детей — это огромный труд.

Если чиновники и депутаты не готовы признать своих очевидных ошибок (а пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, безусловно, является таковой), если они не готовы провести необходимые новые расчёты, если они не готовы делиться природной рентой, как это сделали на днях в Монголии, то хотя бы на первые два компромисса они готовы пойти — снизить пенсионный возраст для многодетных мам и гарантировать наследование родными пенсионных отчислений сильной половины России, если глава семьи покинул этот мир.

На мой взгляд, это первые здравые шаги к справедливости, которые государство может себе позволить в ситуации демографической катастрофы.

ЮРИЙ ПРОНЬКО