Вопреки эйфории

Визит Президента на Аравийский полуостров вызвал едва ли не эйфорию в отечественном медиапространстве, где, в числе прочего, цитируются и западные издания, повествующие о ближневосточном рывке России и её, совместных с Ираном и Китаем, глобальных планах в регионе, о перспективах сотрудничества с монархиями Залива и пр.

Всё это прекрасно. Но давайте спустимся с небес на землю и обратимся к скучной статистике. А она свидетельствует о существенном инструменте контроля со стороны Вашингтона над королями, эмирами, шейхами и прочими, осчастливленными нефтью аристократами пустыни. Речь, разумеется, о базах ВВС и ВМС США на полуострове.

Кто подлинный хозяин Аравии?

И в намедни посещённых Президентом КСА и ОАЭ в плане американского военного присутствия всё добротно и по-хозяйски.

В королевстве благоденствует используемая ВВС США авиабаза принца Султана. А в ОАЭ янки вообще представлены богато: начиная от пункта технического обеспечения 5-го оперативного флота ВМС США (зона ответственности – Персидский залив и Западная часть Индийского океана) в порту Эль-Фуджейра, до базы ВВС Аль-Дафра. Корабли под звёздно-полосатым флагом наделены правом захода и в столичный порт Абу-Даби.

Нет, наши тоже могут зайти по приглашению эмира, о чём свидетельствует недавний визит фрегата «Адмирал Горшков». Но речь о постоянной дислокации с опорой на материально-техническую базу.


Аль-Дафра

Вспомнилось в этой связи: обладавший куда большими, нежели современная Россия, возможностями Советский Союз (уточню справедливости ради: обладать ими он стал в середине семидесятых, конечно) столкнулся с существенными проблемами логистического характера, связанными с функционированием развернутой с 1967 г. в Средиземном море 5-й оперативной эскадры. Современный же российский ВМФ никак нельзя назвать инструментом влияния в Персидском Заливе.

К юго-востоку от ОАЭ расположен Оман. Там у американцев с арабами вообще всё духоскрепно, несмотря на разность в миропонимании. Соединенные Штаты могут использовать военные аэродромы в Тумире, Масирах и Муснане, а также столичном Маскате.

К севру от ОАЭ – Катар, чем-то напоминающий Ватикан в лучшие его годы: территория маленькая, но финансовых ресурсов и рычагов влияния предостаточно. Как и амбиций. Не зря же именно Катар взялся усаживать за стол переговоров располагающий в Дохе штаб-квартирой политбюро ХАМАС и Израиль. Для последнего это стало символическим Хождением в Каноссу.

Катар номинально весьма независим и не раз игнорировал обвинения Вашингтона в спонсировании террористов. Впрочем, тот же упрёк можно адресовать Белому дому, относительно патронирования запрещённых в России «Аль-Каиды» и ИГИЛ, против которого он изображал вяленькую войну.

Да и хмурились американцы небось из-за поддержки Дохой каких-нибудь «неправильных» террористов, ЦРУ и Пентагоном не прикормленных.

И, тем не менее, противоречия противоречиями, но именно в Эс-Салии находится Объединенное центральное командование (ОЦК) США, основой морского компонента которого и является упомянутый 5-й флот.

Кстати, его командующий, вице-адмирал Ч. Купер – не только высокопоставленный военный, но он также выполняет и политические функции, о чём свидетельствует его визит в Казахстан, наглядно демонстрирующий заинтересованность США в более тесных контактах с Астаной именно в военно-морской сфере, учитывая выход республики к Каспийскому морю.

Но продолжим: за Катаром прячется на карте едва заметный Бахрейн. Но и он при деле: в королевстве расположен штаб 5-го флота и много чего ещё, например база ВВС США Шейх-Иса.


Вице-адмирала Ч. Купера ждал не помпезный, но тёплый приём в Казахстане

Ну и Кувейт, конечно. После известных событий, ставших отправной точкой по уничтожению Ирака, эмират крепкими военными путами привязан к США, о чём свидетельствуют военные базы Кэмп-Бьюринг, Али-аль-Салем и Ахмад-аль-Джабер.

Не забудем сателлитов

Кроме того, не следует сбрасывать со счетов военные базы сателлитов США на Аравийском полуострове – некогда великой Британии, располагающей военно-морской базой в Бахрейне – Манама (порт Мина Салман). Франция имеет военную базу в Абу-Даби, равно как, если не ошибаюсь, её боевые самолёты могут использовать авиабазу Аль-Дафра.

Причём обе экс-империи периодически бредят планами возрождения былого величия и уходить из региона не собираются, служа своего рода подпорками американского империализма в Заливе.

Так что можно долго и с чувством глубокого удовлетворения рассуждать о конце доминирования Соединенных Штатов на Ближнем востоке, но стоит принимать во внимание фактор их военного присутствия в евразийском подбрюшье, откуда американцы протягивают щупальца в сферу стратегических интересов России на Восточном побережье Каспия и среднеазиатском постсоветском пространстве в целом.

США уходят и остаются, или новая концепция Индо-Тихоокеанского региона

И это при том, что, да, ещё со времён Б. Обамы Белый дом декларировал перемещение центра тяжести своих геополитических интересов в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Однако перемещение центра тяжести не тождественно уходу, особенно принимая во внимание набирающее обороты сближение США и Индии в сфере военного и экономического сотрудничества, что должно вызывать беспокойство российских чиновников, отвечающих за стратегию развития ВПК, во многом ориентированного на контракты с Нью-Дели.

А поводов для беспокойства хватает: достаточно вспомнить отказ индийской стороны от совместного с нами проекта по созданию многоцелевого истребителя пятого поколения FGFA и предпочтение, несколько лет назад, французских «Рафалей» российским Су-30 МКИ – к слову, не менее эффективным и более бюджетным.

Само сближение США и Индии указывает не столько на перемещение глобальных интересов Белого дома с Ближнего востока в АТР, сколько на формирование своего рода полумесяца, огромной дугой протягивающегося от Окинавы, через Индийский океан и до песков Аравии.

Собственно, это нашло отражение в концепции Индо-Тихоокеанского региона, ныне весьма активно обсуждаемой в недрах американского политического истеблишмента. Недаром тематика ИТР неизменно присутствует в докладах о «Стратегии национальной безопасности США».

В данной статье я вскользь коснулся только военной составляющей сотрудничества Соединенных Штатов с монархиями Залива, не упомянув об их присутствии в Турции, Ираке, Сирии и даже Иордании, где официально американские военные базы не размещены.

Но это именно официально, а так Соединенные Штаты, кстати, наряду с французами, используют в своих интересах авиабазу Принц-Хассан. Разумеется, не менее глубокий характер носят и экономические связи с ближневосточными государствами. А экономика всегда определяла политику.

Надежда на МГИМО

И в завершение: разумеется, я не отрицаю важности визита Президента на полуостров, в особенности учитывая обстоятельства настоящего и непростого для нас момента – как собственно военного, так и политического, обусловленного складывающейся не в нашу пользу ситуацией в Закавказье, которая, впрочем, не носит ещё патовый характер; нестабильное положение в Афганистане, что может привести к использованию заскучавших боевиков контрэлитами бывших советских среднеазиатских республик, светские режимы которых трудно назвать устойчивыми.

Ещё раз подчеркну не отвечающее интересам России постепенное сближение США и Индии, неопределённость внешнеполитической позиции Казахстана, дополненной его сомнительной внутренней стабильностью.

В контексте сказанного, сближение с монархиями Залива, равно как и создание военно-морской базы в Судане, многообещающий диалог с рядом африканских государств, что подтвердил недавний петербургский форум; удержание позиций в Сирии (хотя здесь тоже свои сложности логистического характера), грядущее присоединение Ирана, КСА и ОАЭ к БРИКС — свидетельствуют о несостоявшейся и ранее декларированной Вашингтоном изоляции России.

Но всё это, при констатации весьма успешной работы ведомства С. В. Лаврова, всё же не является свидетельством геополитического триумфа Кремля на Ближнем востоке – да и, собственно, в администрации Президента вряд подобным образом рассматривают рабочий визит на полуостров. Большая игра продолжается, и, возможно, противник сейчас готовит ответный ход.

Нам же надо смотреть в будущее, просчитывать шаги на перспективу и уповать на неутраченную – неутраченную ведь? – способность МГИМО готовить хороших дипломатов. Ибо набирающие военно-политический и экономический вес Китай и Иран, вкупе с расширяющей сферу своего геополитического влияния Индией, будут отстаивать свои интересы на Ближнем востоке и выстраивать выгодный именно им формат отношений и с монархиями Залива и не собирающимися оттуда уходить американцами.

Использованная литература:
Мамонов М. «Возвращение» США в Азию
Мелкумян Е.С. Новые тренды в политике США в регионе Персидского залива
Борисов Т. Индия и США сотрудничество в сфере военных технологий
Концепция «Индо-Тихоокеанского региона» как попытка переформирования региона
Туголукова Л. Американский фактор в «Игре престолов» Катара и Саудовской Аравии