За годы перманентной вялотекущей войны с Израилем взаимные обстрелы и регулярные военные операции стали уже привычным делом для мятежного клочка палестинской земли. Однако нынче, похоже, готовится такая кровавая баня, которой нет примера в истории сектора Газа. Израильская авиация планомерно утюжит населённые пункты, а более трёхсот тысяч солдат при поддержке сотен единиц бронетехники буквально с минуты на минуту могут начать масштабное вторжение с целью уничтожения группировки ХАМАС.

Добьются ли они своих результатов – ещё предстоит увидеть, но даже западные эксперты уверены, что лёгкой прогулки для израильтян там не будет.

Вся тяжесть боёв ляжет на броню и пехоту

Говоря о возможном полномасштабном столкновении израильской армии с боевыми бригадами ХАМАС, стоит отметить один важный факт: классический «джентльменский набор» средств общевойскового боя там работает с некоторыми условностями. В первую очередь это касается авиации и ракетных войск, которые ныне буквально разносят в щепки жилые кварталы сектора Газа, ежедневно пополняя список жертв среди мирного населения.

Опыт предыдущих военных операций показывает, что радикально ослабить боевой потенциал хамасовцев превентивными атаками с воздуха просто невозможно из-за развитой сети пролегающих на глубине десятков метров подземных тоннелей, которая фактически является второй Газой и служит надёжным убежищем для пехоты, командных центров, боезапаса и вооружения. Ни бомбами, ни ракетами такие укрепления достать и уничтожить практически невозможно, чем активно пользуются боевики – понеся существенные потери в ком.составе в 2012 году из-за ударов Израиля, они окончательно уверились в том, что под землю прятать нужно всё и всех.

Исходя из чего бомбардировки предполагаемых мест дислокации противника в зданиях и сооружениях приносят максимальный результат только в самом начале, когда присутствует эффект неожиданности и цели ещё находятся на поверхности. В дальнейшем их эффективность падает, процесс разведки новых целей существенно затрудняется, а сами обстрелы приобретают характер планомерного уничтожения жилого фонда и мирного населения. Поэтому, когда заявляется о сотнях и даже тысячах поражённых вражеских объектов, никакой конкретики наблюдать не приходится – что конкретно было уничтожено, затруднятся ответить и сами военные.

Также проблему представляют укрытия для ракетных пусковых установок, реактивной и ствольной артиллерии, крайне сложные для обнаружения и уничтожения. Причём даже использование РЛС контрбатарейной борьбы, применяющихся для разведки позиций артиллерии и РСЗО ХАМАС, не всегда приносят пользу в их ликвидации с помощью авиации – подводит как точность, так и тактика боевиков, подразумевающая быструю смену местоположения.

Ярко иллюстрируют сложившееся положение слова израильского аналитика про операцию 2014 года (отчёт RAND «From Cast Lead to Protective Edge» 2017 г.):

Не было никаких сомнений в том, что ХАМАС прошел процесс тщательного обучения и наращивания сил, поскольку они ушли в подполье. Речь не только про наступательные туннели, у них там вся система. Поэтому, когда мы пришли с нашей могучей авиацией, они все были под землей…
После операции и теперь понятно, насколько на самом деле неактуальны ВВС…
ВВС атаковали, скажем, 1 000 целей, которые принадлежали к группе командования.
Оказали ли мы какое-либо влияние на командование и контроль ХАМАСа? Нет. Мы атаковали тысячи стартовых площадок и не оказали никакого реального воздействия. Вот почему они были так хорошо организованы. Мы пришли с ВВС, но эти возможности не имели значения…

Разумеется, оценка несколько эмоциональна, поскольку авиация в любом случае вносит свой вклад, но в целом отражает суть: разнести Газу в щепки с воздуха и затем спокойно войти в неё, совершив лёгкую прогулку, не получится. Поэтому основная тяжесть борьбы с отрядами ХАМАСа ляжет на плечи бронетехники и пехоты – собственно говоря, как это было и в прошлых кампаниях.

В данном случае, как бы странно это ни звучало, именно плохо вооружённые боевые бригады палестинцев в некоторой степени будут навязывать свои условия войны израильтянам, втягивая их в уличные бои, борьбу с подземными тоннелями и проч. И, надо полагать, к такому развитию событий хамасовские воины могли хорошо подготовиться за почти десять лет, прошедших с окончания прошлой военной операции ЦАХАЛа.

Возможные угрозы в боях за Газу

Несмотря на то, что ЦАХАЛ уже не в первый раз затевает наземную войсковую операцию в секторе Газа, а ХАМАС на протяжении всего периода нахождения у власти обстреливает Израиль и проводит различные атаки на его территории, нынешние события будут в любом случае отличаться от прошлых по масштабу.

Если ранее израильтяне никогда не ставили себе цель полного уничтожения группировки, а сами хамасовцы искали экономическую выгоду в своих акциях, то теперь первые настроены решительно, а вторым придётся отбиваться изо всех сил. Поэтому, скорее всего, война будет долгой и упорной с задействованием всех имеющихся средств у обеих сторон.

В ходе вторжения ЦАХАЛ в сектор Газа боевые бригады ХАМАС, скорее всего, усилят ракетные и артиллерийские обстрелы израильских населённых пунктов, а также начнут наносить массированные удары по наступающим войскам, как это было в 2014 году. Напомним, тогда наступавшие понесли потери в количестве 66 погибших и 469 раненых солдат, из которых практически треть пришлась на ствольную и реактивную артиллерию палестинцев. Причём многие попавшие под огонь подразделения находились вне населённых пунктов – зачастую около границы между сектором и Израилем.

Нынешняя операция если и будет отличаться от предыдущей в этом плане, то только за счёт более массированных обстрелов израильских войск. При этом, судя по различным оценкам, ХАМАС накопил довольно большое количество боеприпасов для миномётов, составляющих основу его возможностей по маневренному огню в непосредственной близости от противника. И, нужно отметить, к маскировке огневых позиций эти ребята подошли с креативом.

Огневая позиция с замаскированным в земле миномётом
Огневая позиция с замаскированным в земле миномётом
Маскировка миномёта в густых зарослях
Маскировка миномёта в густых зарослях

Также, учитывая, что сейчас для вторжения собрана колоссальная по местным меркам группировка из сотен тысяч солдат и большого количества техники, целей для хамасовских боевых бригад будет предостаточно. Ведь чем больше контингент, тем больше для него требуется логистических линий, перевалочных пунктов снабжения и других центров тылового обеспечения, представляющих собой удобную мишень абсолютно для всего, что может до них достать.

Разумеется, имея негативный опыт кучкования войск у границ задолго до начала вторжения в рамках предыдущей операции, израильтяне вряд ли будут наступать на те же грабли, но у ХАМАС есть чем ударить, и есть чем разведать.

БПЛА-камикадзе «Аль-Завари»
БПЛА-камикадзе «Аль-Завари»

Огромным подспорьем в этом деле для палестинцев могут стать беспилотные летательные аппараты – начиная от дальнобойных дронов-камикадзе и заканчивая коптерами, переделанными под сброс боеприпасов. Тем более что ХАМАС не чурается использования дронов в качестве разведывательных средств, что, в общем-то, облегчает поиск целей на больших дистанциях.

Впрочем, тут стоит заметить, что палестинцы вообще отлично перенимают передовой опыт беспилотной авиации и с пристальным вниманием следят за событиями на Украине, где БПЛА уже давно стали смертоносным оружием против пехоты, укреплений и техники. Взять хотя бы в пример сбросы кумулятивных гранат на израильские «Меркавы» с комплексами активной защиты, ставшие крайне неприятным сюрпризом для военных ЦАХАЛа и открывшие новые возможности по противотанковой обороне для ХАМАС.

Оборудованные под сброс боеприпасов дроны ХАМАС с закреплёнными на них тандемными противотанковыми гранатами
Оборудованные под сброс боеприпасов дроны ХАМАС с закреплёнными на них тандемными противотанковыми гранатами

Но если затрагивать аспект непосредственных боестолкновений палестинцев и израильтян, то в первую очередь нужно отметить подземные тоннели, уже давно ставшие визитной карточкой ХАМАС. Будучи далеко не кротовыми норами, а капитальными бетонированными сооружениями, проложенными на глубине нескольких десятков метров, они фактически являются подземной Газой.

Как заявляют сами хамасовцы, накопано там уже порядка пятисот километров ходов, а выходы и входы в них организованы как в зданиях и неприметных строениях, так и на открытом пространстве с соответствующей маскировкой.

Сказать, что тоннели, которые и обнаружить-то можно порой только случайно, являются головной болью израильтян – ничего не сказать. Именно через них подразделения ХАМАС осуществляют управление и связь, а также совершают переброску живой силы, вооружения и боеприпасов.

Благодаря этим подземным коммуникациям, они могут оперативно менять позиции даже в рамках отдельных небольших локаций, особенно в городе, что затрудняет их обнаружение и скоординированные действия атакующих. А появляющиеся буквально из-под земли группы боевиков, устраивающие засады в самых неожиданных местах, уже давно являются для военных ЦАХАЛа суровой и зачастую кровавой реальностью.

Кадр из видео, на котором бойцы ХАМАС проводят тренировку по организации засады из тоннеля на танковое подразделение противника
Кадр из видео, на котором бойцы ХАМАС проводят тренировку по организации засады из тоннеля на танковое подразделение противника

Ранее израильские военные прибегали к частичному уничтожению обнаруженных тоннелей до состояния, когда ими уже нельзя было пользоваться. Но тогда цели полного уничтожения ХАМАС и его инфраструктуры не стояло, а наибольшую опасность представляли ходы, ведущие на территорию Израиля.

В данном же случае без предварительных зачисток подземелья обойтись вряд ли получится – обрушив даже несколько небольших ответвлений, сломать всю систему ходов и замуровать в ней противника не выйдет, да и про заложников, находящихся там, забывать не стоит. А это значит, что военным придётся вступать в подземные бои, где враг чувствует себя как рыба в воде и использует все свои преимущества, начиная от заминированных зон (входы и сами тоннели часто минируются) и заканчивая осведомлённостью обо всех обходных путях и выходах.

В узких тоннелях полностью отсутствует какая-либо огневая поддержка со стороны артиллерии, бронетехники и авиации, а связь и разведка сильно ограничены. Поэтому сражаться в таких условиях придётся исключительно пехоте, сталкиваясь буквально лоб в лоб с противником, поджидающим за любым углом.

Подземный тоннель ХАМАС
Подземный тоннель ХАМАС

Что же касается боёв на поверхности, то они в любом случае будут проходить в плотной городской застройке Газы и других поселений – на открытом пространстве хамасовцам предоставить попросту нечего. В западных источниках обычно делают особый упор на том, что именно мирное население, находящееся там, будет одной из больших проблем для израильских военных, которые всеми силами стремятся избежать лишних жертв. Но, как можно с прискорбием заметить, это скорее условности, которые вряд ли будут там соблюдаться. На деле всё куда прозаичнее.

Всё-таки город – это в первую очередь огромное количество различных строений и зданий, которые, даже будучи превращёнными в руины, представляют собой очень удобные места для оборудования огневых точек и целых опорных пунктов. Этим, как показывает практика, в обязательном порядке воспользуются пехотные подразделения ХАМАС, вооружённые автоматическим оружием, снайперскими винтовками, противотанковыми ракетными комплексами и РПГ. Тем более, когда эти самые здания по большей части связаны друг с другом с помощью подземных коммуникаций и ходов, позволяющих быстро менять позиции, а узкие кварталы идеально приспособлены для создания заминированных зон и засад.

Там вообще всё на руку именно обороняющимся, поскольку атакующие будут серьёзно ограничены в манёврах своих подразделений, связи и частично действиях бронетехники и огневой поддержки со стороны артиллерии, поэтому биться израильтянам придётся тяжело. Не исключено, что воевать придётся практически за каждую улицу и даже отдельные строения, втягиваясь в кровопролитные и затяжные бои.

Бесспорно, они имеют подавляющее преимущество по вооружению и численности войск, и в городе умеют воевать благодаря накопленному ранее богатому опыту. Однако предыдущие их походы в Газу против ХАМАС носили характер исключительно принуждения к миру военным путём. Теперь же задача другая: полное его уничтожение. А это значит, что всю враждебную территорию придётся обойти вдоль и поперёк, в буквальном смысле зачищая все очаги сопротивления.

Какие потери понесёт ЦАХАЛ в этих боях и сколько будет длиться эта операция – большие вопросы. Здесь приходит на ум занятый Исламским государством (запрещено в России) иракский город Мосул. Подготовленный террористами к обороне, в том числе за счёт подземных тоннелей, он был взят превосходящими по численности (в 10 раз) войсками Ирака при поддержке коалиции западных стран за девять месяцев ценой почти шести тысяч убитых и раненых солдат.

Так что быстро пробежаться по Газе всё равно не выйдет, а потери израильской стороны, скорее всего, кратно превысят показатели всего периода противостояния с ХАМАС до 2023 года.

Автор:
Эдуард Перов
Использованы фотографии:
thedrive.com / dzen.ru / wikipedia.org