© SVETLANA VOZMILOVA/GLOBALLOOKPRESS

Царьград был первым медиа, которое не просто обратило внимание на разразившийся топливный кризис в России, но и указало на абсурдное соперничество между группами влияния, которые ради сверхприбыли готовы уничтожить соперника.

Эта «бульдожья схватка под ковром» уже привела к тому, что в отдельных регионах топливо стало дефицитом, а там, где оно есть, цены увеличились от 10 до 20 рублей за литр. И это за короткий промежуток времени. Причина полномасштабного кризиса в ранее принятых правительством ошибочных решениях.

Ошибка была допущена несколько лет назад, когда чиновники разработали формулу так называемого обратного акциза. При внешней волатильности на топливном рынке, когда внутренний рынок становится менее привлекательным, чем гнать нефть и нефтепродукты за пределы России, правительство из госказны дотирует нефтяные компании. Фактически все российские граждане из своих кошельков должны выплачивать дотации тем, кто явно не испытывает существенных трудностей. Речь идёт о сотнях миллиардов рублей. Однако данный факт не привёл не то что к снижению, но даже к стабилизации цен. Когда в стране в разгаре сбор урожая, фермеры нуждаются в существенных объёмах того же дизеля, по странному стечению обстоятельств НПЗ уходят на «плановый ремонт». Тем самым сокращая предложение на рынке. И это в стране, которую постоянно называют «энергетической сверхдержавой».

Яркий пример сегодняшнего дня: на заправках «Газпромнефти» в Омске пропали бензин и солярка. В компании отмечают, что перебои с топливом наблюдаются на заправках сети во всём городе, и объясняют это повышенным спросом. Напомню, в Омске находится один из крупнейших в России НПЗ. Или в Рязани, где также расположен крупный НПЗ, цены на топливо выросли сразу на 11 рублей за литр. Казалось бы, чиновникам пора признать и исправить свою ошибку, но они не спешат этого делать.

«А зачем признавать? Во-первых, это поощрение олигархов. Потому что экспорт сырой нефти освободили от, так сказать, пошлин, закрепляя положение России как сырьевой колонии. Ну, правда, уже сейчас не только Запада, уже сейчас, наверное, и Востока тоже. А, соответственно, всю нагрузку перенесли на внутреннее производство. Нужно же, чтобы Россия не потребляла нефтепродукты. Нужно, чтобы она отдавала ценное сырье правильным странам. Понимаете, это Чубайсу, когда Запад предлагал Чубайсу этот налоговый манёвр провернуть, тот сказал: не, ребята, отвяжитесь, это безумие», – так ситуацию оценил в эфире Царьграда депутат Госдумы Михаил Делягин.

Ни в одной стране мира до подобного абсурда не додумались. Отмена обратного акциза на бензин и дизтопливо, снижение фискального давления на конечную стоимость топлива – это шаги, которые бы, по меньшей мере, позволили остановить набирающий оборот кризис. Однако чиновники правительства предпочитают быть «не очень разумными людьми».

«Минэкономразвития что-то пытается сделать, там даже экспортные тарифные квоты на экспорт были, а Минэнерго – оно ради того, чтобы выгородить Минфин, просто изображает из себя каких-то не очень разумных людей, в общем, балансируя на грани прямой лжи. По-моему, уже далеко за этой гранью», – продолжил Делягин.

Вице-премьер Александр Новак, который в правительстве курирует вопросы ТЭК, заявил, что кабмин пытается сбалансировать оптовые цены на топливном рынке. При необходимости правительство может применить кардинальные меры, подчеркнул чиновник. Однако он ни слова не сказал про необходимость отмены ущербного так называемого обратного акциза.

Итак, игра в поддавки продолжается. За неё платит конечный российский потребитель, потому что рост стоимости на топливо «сидит» во всей цепочке ценообразования на товары и услуги. Когда программа готовилась к эфиру, стало известно, что правительство ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Посмотрим, как это скажется на ценах.

ЮРИЙ ПРОНЬКО