Когда сегодня многие патриотические безбашенные обвиняют Китай, что он предал Россию, поехав без неё на так называемые «мирные переговоры по Украине» в Джидде, куда Москву не пригласили, то истины здесь нет совсем. Есть, как минимум, ложно понятая информация.

Во-первых, того, кто ему не нужен или является ему, скажем мягко, недругом, Китай предаст и бросит в топку собственных интересов, не задумываясь. Особенно, если у него будет такая возможность — не заметить кого-то безболезненно для себя. Потому что это — логика существования многотысячелетнего китайского государства, исповедующего лозунг «В мире один Китай».

Многие думают, что касается он только территориальной целостности Китая, что помогло Китаю по принципу «Одна страна — две системы» вернуть в 1997 году Гонконг и в 1999 году Макао и сейчас помогает приманивать здоровые силы на Тайване, где обретается постгоминьдановская Китайская Республика.

Это так и не совсем так. Лозунг «В мире есть один Китай» касается и философии, и практики, в соответствии с которыми многие тысячи лет китайцы гласно или негласно, в зависимости от ситуации и мощи Китая, считают себя единственными сыновьями поднебесной империи, а всех остальных — варварами, у которых нет другого пути, как быть поглощёнными китайцами и тем самым наставленными ими на путь истинный.

Чтобы далеко не ходить, напомню, что по китайским традициям «Поднебесная империя» — это целая цивилизация, система гособразований и народов, которая находится под контролем китайского императора. Но «Поднебесной империей» называлась не только китайская земля, но и земля «варваров» — территории, не входившие в состав Китая. Если говорить простыми словами, то, по китайским традиционным понятиям, «Поднебесная» — это вся территория под небом, подконтрольная китайскому правителю. И вообще весь мир является данником Китая, просто некоторые «заморские варвары» ещё настолько невежественны, что пока не знают об этом. А мало ли, какие территории и какой китайский правитель считает «своими»…

Не понимать или не обращать внимания на это — много не понимать о Китае и китайцах вообще. Китайская государственность, по подсчётам не только китайских учёных, непрерывно существует 4500 лет. И потому он может позволить себе выжидать. И пережидать невзгоды, ассимилируя своих врагов. И кого только китайцы не ассимилировали и не китаизировали в своём «котле»…

Во-вторых, Китай никого не предавал, потому что никому не присягал хранить верность. Фраза же про то, что «между Россией и Китаем не союз, а больше чем союз», — это красивая и максимально точная формулировка ситуативного союза, основанного на жёсткой прагматике в политике двух государств. Такой союз на договорённостях и вынужденной ситуации может быть прочнее, чем подписанный на бумаге и сданный на хранение депозитариям.

Выгодно двум странам по жизни идти в союзничестве — они это делают. Системно, целенаправленно, всесторонне. Невыгодно, или выгода истончается — разбежались по национальным квартирам. И хорошо, если вражда и конкуренция не разъединяют потом бывших союзников. Между СССР и Китаем, кстати, такое было, хотя перед этим экстаз, сопли умиления и слёзы тупой радости вызвала песня «Москва — Пекин», известная по первой строчке «Русский с китайцем — братья навек…», которая стала крылатой.

Композитор Вано Мурадели на стихи Михаила Вершинина в 1949 году наваял песню, которая вселяла такую надежду на взаимный взлёт, что фуфайки у зеков ГУЛАГа заворачивались. Ещё бы:

Русский с китайцем братья навек,
Крепнет единство народов и рас.
Плечи расправил простой человек,
С песней шагает простой человек,
Сталин и Мао слушают нас…

Ага, как же! Потом пришёл Никита Хрущёв, и понадобилось почти 60 лет, чтобы в Пекине поняли, какие антикитайские полудурки дорвались до власти в США. И что полудурки эти в борьбе за гегемонию в мире могут сжечь и весь Китай. Как конкурента. А Китай только-только вышел на собственную орбиту и набрал на ней такой темп, что практически покончил с вековой нищетой большинства китайцев.

Но не суть. В этом процессе конкурентных неблаговидных «тёрок» Китай и понял, что в эти годы (месяцы, недели, дни) ближе союзника, чем Россия, которая тоже встаёт с колен и бросает вызов тупой и беспощадной неоколониальной американской гегемонии, у него нет. Экономическая мощь КНР (по некоторым данным) уже первая в мире, плюс ядерная мощь России, самая передовая в мире (без всяких оговорок), — это вам не фунт изюма, как сказали бы какие-нибудь проницательно наблюдательные англосаксы.

Тем более, что эти самые англосаксы, ведомые ушлыми американцами, настойчиво мастырят межкитайскую войну между КНР и Китайской Республикой на Тайване. Чтобы использовать островное государство против Китая, как они в Европе используют Украину против России. Для чего регион буквально нашпиговывается не только политической агрессией в риторике и планах государств, но и вооружением самого разного свойства.

Тут опора на Россию, под её «ядерным зонтиком» Китаю — самое то, что нужно. И альтернативы у него нет, что само по себе привязка такая, что лучше и не сыщешь. Если, конечно, не планировать сдаться США. А Китай, походу, этого не планирует.

В-третьих, Китай послал в Джидду своего спецпредставителя по имени Ли Хуэй, который уже окучивал страны Западной Европы, Москву и Киев на предмет китайского плана урегулирования украинского конфликта, рядом с которым «формула мира» Зеленского и рядом не лежала.

И главный смысл китайского плана заключается в том, чтобы после окончания конфликта ни одна из сторон его, ни участники, ни закулисные кураторы и спонсоры не получали слишком уж больших преимуществ. И не могли оспаривать роль Китая и в урегулировании вражды, и вообще в мировых делах. Нормально так. Но не традиционно — «и нашим, и вашим за два рубля спляшем», а совсем уж по-китайски — и наших, и ваших плясать по-нашему принудим.

И, может быть, поэтому Китай и поехал в Джидду, чтобы посмотреть, как там в отсутствие России будут себя вести другие их клиенты и союзники, например, по БРИКС — Индия и ЮАР, Бразилия (говорят, по видеосвязи). И если бузят без меры антироссийски и предают Москву традиционно, то слегка одёрнуть. Потому что Китаю это тоже невыгодно сегодня.

Не зря же, как только нового главу МИД КНР Цинь Гана заподозрили в банальной «проамериканщине», его сразу же задвинули «по аппарату» в такую даль, откуда в Китае уже не поднимаются. А к руководству МИД вернулся старый испытанный Ван И, один из архитекторов китайской внешней политики последних лет.

А на фоне китайского лидера Си Цзиньпина многие лидеры выглядят, как нелепые зелёные подготовишки в памперсах. И, за исключением президента России Владимира Путина, товарищ Си легко указывает им их место. Не верите? Вот подтверждение:

И то, что было решено в Джидде (уважать суверенитет Украины и её территориальную целость, а по всем остальным вопросам создать рабочие группы — пусть разгребают завалы), тому подтверждение: никто ни у кого не отыграл и на полшишечки.

Но главное в другом — Китай не может не понимать, что США, видя в нём конкурента и «главную угрозу», уже не слезут с него, пока или сами не навернутся с высоты собственных амбиций, или его не угробят. И поможет тут выстоять только Россия.

Объективно это так. И только сегодня. А дальше видно будет: даст Бог день, даст и новые расклады…

Сегодня же Китаю англосаксы послали мощный сигнал: в Хиросиме провели памятную церемонию в честь 78-й годовщины первой в мире ядерной бомбардировки. В ней приняли участие 7 тыс. человек, в том числе, рекордное число дипломатических миссий — из 111 государств.

Собравшимся зачитали заявление генсека ООН Антониу Гутерриша: «Барабаны ядерной войны бьют вновь. Недоверие и разрозненность нарастают. Ядерная тень, что нависала над миром в период холодной войны, появилась вновь, а некоторые страны снова безрассудно бряцают ядерным мечом, угрожая использовать это средство уничтожения. … Любое применение ядерного оружия неприемлемо. Мы не будем сидеть, сложа руки, наблюдая, как государства, обладающие ядерным оружием, стремятся создать ещё более опасное оружие. … Повестка дня призывает государства-члены ООН в срочном порядке подтвердить приверженность построению мира, свободного от ядерного оружия, и укрепить глобальные нормы, запрещающие его применение и распространение».

И ни словом Гутерриш этот не обмолвился, кто бомбил Хиросиму и Нагасаки, зачем и почему.

Точно так же повели себя и японские руководители. Премьер-министр этой страны Фумио Кисида сказал, что ядерным оружием миру угрожает… Россия. А губернатор префектуры Хиросима Хидэхико Юдзаки краёв не видел: традиционно не называя виновника ядерных бомбардировок 1945 года, он заявил, что сегодня угрозы ядерным оружием исходят со стороны России, а также ядерной и ракетной программ Северной Кореи. Более того, по его словам, военные действия на Украине начались «не потому, что у Украины нет ядерного оружия, а потому, что оно есть у России».

И этот японский позор беспамятства хорошо понятен Китаю. В Пекине отлично знают, что такое поведение диктуют Токио из Вашингтона, где хотят, чтобы Япония забыла прежних врагов и сосредоточилась на новых. Опять вернула себе милитаристский дух и канализировала его против Китая.

И Япония сдуру ведь готова милитаризироваться — менять конституцию и увеличивать армию, превращаясь в гигантский непотопляемый авианосец США, который больше не боится ядерного оружия на борту и использования его против врагов. И Китай понимает, что именно он — такой враг.

Владимир Скачко