ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ/ АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Уголовное дело против блогерши, не заплатившей налогов на сумму свыше 120 миллионов рублей, заставляет задуматься о том, кому и за что перечисляют деньги доверчивые русские люди в социальных сетях и почему позволяют себя обманывать.

Сравнительно честный способ отъёма денег у населения

Юная девушка перед веб-камерой томно сообщает своим слушателям, что хотела бы купить браслет от Тиффани. Зрители и слушатели немедленно приходят девушке на помощь, спустя некоторое время она радостно сообщает – «браслет на руке». Некоторое время спустя та же самая девушка – её зовут Александра Митрошина – на некоторое время становится «звездой» новостей. Следственный комитет заводит против неё дело по обвинению в неуплате налогов на сумму свыше 120 миллионов рублей. Эти деньги блогер заработала (или тут уместнее другое слово? – вопрос к Следственному комитету), используя свою популярность: «в одной из запрещённых социальных сетей» у нее 4 миллиона (!) подписчиков.

Обратим внимание на то, что незаконным является не сам факт обогащения, а только неуплата налогов.

Девушка в России не одна такая – уголовных дел, положим, пока немного (впрочем, вполне возможно, что большинство налоги платит), а вот популярных в социальных сетях людей, получающих огромные деньги, – десятки или даже сотни. Появился даже специальный центр «инфоцыгане». Подобно цыганам из расхожих представлений, эти деятели получают деньги, что-то рассказывая доверчивым согражданам. Иной раз сограждане платят тысячи и десятки тысяч за встречу с «гуру» в концертном зале, иной раз – за участие в «онлайн-сессии» или за то, чтобы послушать «закрытый стрим». Иной раз граждан учат, как лучше похудеть, иной раз – как заработать. Та же госпожа Митрошина объясняла своим подписчикам, что есть большая разница между тем, как заработать сто тысяч рублей и как заработать миллион. Для миллиона нужны не «хард-скилз» (то есть не умение что-то сделать) а «софт-скилз» (то есть умение ладить с людьми), говорила она – и ссылалась на собственный успешный опыт с тем же драгоценным браслетом.

Что же на самом деле позволяет инфоцыганам так успешно зарабатывать? Точнее, почему люди им платят? Ведь очевидно, что они могли бы найти своим деньгам лучшее применение. И очевидно, что Митрошина и подобные ей – это уже целое социальное явление и даже социальная проблема.

Маленькие люди с большими потребностями

Психотерапевт Андрей Березовский считает, что на самом деле проблема не в инфоцыганах, а в том, что они, к сожалению, становятся ответом на некую стыдноватую потребность, которая объективно существует в обществе.

Березовский предлагает вспомнить блестящую цитату из сатирического романа «Золотой телёнок»:

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мёртвые души», построена Волховская гидростанция, совершён перелёт вокруг света. В маленьком мире изобретён кричащий пузырь «Уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «Полпред»… И пока в большом мире идёт яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже всё готово: есть галстук «Мечта ударника», толстовка «Гладковка», гипсовая статуэтка «Купающаяся колхозница».

Причина успеха инфоцыган заключается в том, говорит Андрей Березовский, что сегодня маленький и большой мир перепутались. Мы перестали их различать, потому что, о чём бы ни шла речь, популярность оценивается количеством просмотров и «лайков» в социальных сетях. Чем больше просмотров, тем выше значимость – и теряется возможность отделить важное от неважного, всё переворачивается с ног на голову.

Успех «инфоцыган» зиждется на том, что они не заходят в большой мир, на ту территорию, где производят и обсуждают по-настоящему важные смыслы, говорит психолог. В «маленьком мире» для маленького человека девочка с браслетом Тиффани может выглядеть великаном. Про неё даже можно сказать, что она по-настоящему талантлива.

Это почти как в актёрском упражнении по Станиславскому – выйти на сцену и ничего не делать на самом деле очень сложно. Эта девочка умеет выйти на сцену и очень достоверно изобразить пустое место. И вполне владеет таким актёрским ремеслом. Другое дело, что со своим талантом она, возможно, могла бы делать что-то другое, играть какую-то другую роль,

– развивает свою мысль психолог.

Но в чём же заключается та потребность, которую помогают удовлетворить удивительные предприниматели-инфоцыгане?

Они обманывают людей, но таких, кто живёт по принципу «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Вспомним Алана Чумака, предлагает психотерапевт. Он ведь делал совершенно неправдоподобные, противоестественные вещи, «заряжая» воды в банках, которые легковерные граждане ставили перед телевизором. Не потому ли он был так успешен, что многим людям нужна не правда об их проблемах и о путях их решения, а сказка? Не исключено, что объяснение ещё глубже: существует социо-психологическая потребность жить в бестревожном мире.

С этой точки зрения получается, что инфоцыгане делают то же самое, что многие деятели официальной массовой культуры.

Огромное количество программ массовой культуры реализует именно эту потребность – потребность в покое. Они просто дают людям возможность «провести время». Конечно, за удовлетворение такой важной потребности надо платить.

Безответственность и эйфория

Мнение Андрея Березовского не является единственно возможным. Автор этих строк консультировался с несколькими специалистами по прикладной психологии (работа некоторых из них не позволяет выступать экспертами в СМИ) и в результате этих бесед сформулировал ещё два варианта объяснения успеха инфоцыганского бизнеса.

С одной стороны, следует задуматься о причинах, которые побуждают человека перечислять деньги кому-то лично незнакомому не на благое дело, а на то, чтобы этот далёкий человек, ведущий популярный блог, купил себе дорогую игрушку. Эта причина – ощущение сопричастности «красивой жизни». Посудите сами: домохозяйка с доходом в 20, допустим, тысяч рублей в месяц, потратив всего-то сто рублей, понимает, что она – именно она, лично – купила браслет с бриллиантами. Да, браслета у неё нет. А ощущение от этой покупки, от причастности к миру, в котором эти покупки возможны, – есть. Это ощущение – и есть товар, который ей успешно (и не так уж дорого) продали.

С другой стороны, не стоит недооценивать потребность «маленького человека» в том, чтобы переложить ответственность за свои жизненные неудачи, да и просто за важные решения о собственной судьбе на кого-нибудь другого. Что покупают люди, которые слушают советы очередного мудрого «гуру», платят за эти советы деньги, а потом искренне думают, что воспользовались советами? Очень редко они действительно приобретают некий набор новых для них полезных знаний – как мы понимаем, никакими полезными знаниями «гуру» не могут поделиться, потому что сами ими не обладают. Но очень часто слушатели «гуру» приобретают прекрасное чувство безответственности. Я получил мудрый совет, совет не помог, значит, виноват советчик! Отказ от ответственности, право считать, что ты не виноват, а виноват кто-то другой – это товар, который, конечно, стоит денег.

Что с того?

Да, «инфоцыгане» удовлетворяют важную социо-психологическую потребность маленького человека. Обманывая его, присваивая его деньги, взамен выдают пустоту. Но вопрос ведь не в том, чтобы это констатировать. Вопрос в том, чтобы решить: что же нам с этим делать? Запретить «гуру» вряд ли возможно. Конкретных мошенников вполне можно судить за конкретные, описанные в уголовном кодексе преступления. Но на место осуждённых и сбежавших немедленно придут новые. Что-то делать надо не со следствием, а с причиной. С маленьким человеком, а не с теми, кто его обманывает к его же радости.

И вот тут человечество и русская культура знает, кажется, только один рецепт. На месте потребности в бестревожном мире и глупом чуде у человека должна появиться большая и настоящая вера. На месте сопричастности «миру красивой жизни» – сопричастность настоящим большим свершениям.

Массовая культура должна работать на государство. Реализовать желание маленького человека стать большим, делая его большим на самом деле. Большим защитником Родины. Большим подвижником настоящей веры. Большим созидателем великих государственных проектов. Если этого нет – тогда «брюки фасона «полпред» и браслет с бриллиантами для чужой звёздной девочки.

АНДРЕЙ ПЕРЛА