После начала Россией СВО, США сделали управление Североатлантическим альянсом и координацию действий союзников своим главным приоритетом в Европе

Источник: finobzor.ru

Однако по прошествии года американское руководство столкнулось с парадоксом непропорциональной успешности: это дало замечательные результаты для Украины и НАТО, но в то же время побуждает европейцев опираться на усилия США вместо того, чтобы действовать самим. И, несмотря на самые лучшие намерения, у европейцев мало стимулов или необходимости менять этот статус-кво.

Показательным был спор о том, поставлять ли тяжелые танки Украине. В ответ на призывы о разрешении поставок на Украину танков Leopard, Берлин настаивал на том, что он не пойдет в одиночку на шаг, который, как он опасался, может привести к эскалации. Но когда Великобритания пообещала поставлять Киеву свои танки Challenger II, надеясь подтолкнуть Германию, это было проигнорировано. Великобритании не хватило авторитета — Берлину нужно было, чтобы именно Вашингтон выступил с готовностью поставок своих танков «Abrams». Вместо того, чтобы полагаться друг на друга, европейцы полагались на Вашингтон.

Невольно и непреднамеренно успешное руководство администрации Байдена делает европейцев более, а не менее зависимыми от Соединенных Штатов, что также распространяется на европейскую оборону. Вместо того, чтобы брать на себя больше ответственности и развивать собственные силы обороны, Евросоюз целиком стал опираться на НАТО во главе с США, что привело к дальнейшим разногласиям, фрагментации и большей зависимости от Вашингтона.

Взаимное недоверие среди стран Европы лишь возрастает. Страны Центральной Европы разочарованы позициями Германии и Франции с начала СВО и считают Берлин и Париж ненадежными партнерами, когда доходит до дела, и полагаются на США больше, чем когда-либо прежде. Недоверие к Берлину особенно ярко проявилось со стороны Польши, прекратившей традиционные закупки ВВТ у нерешительной в сфере экспортных лицензий Германии и обратившейся к Южной Корее за танками и САУ

Франция вызывает скептицизм Центральной Европы своими попытками принизить роль НАТО и взять на себя лидирующие позиции в области обороны: еще в 2019 году, в интервью The Economist, президент Франции Эммануэль Макрон констатировал «смерть мозга» НАТО, но у центральноевропейцев его часто повторяемые призывы к европейской стратегической автономии под эгидой Франции вызывают неприятие.

Но Франция и Германия также утратили доверие к своим центральноевропейским партнерам, особенно когда речь идет об игнорировании рисков эскалации, которые могут поставить под угрозу безопасность всего альянса. Франция и Германия хотят, чтобы США сдержали Польшу и, в частности, страны Балтии, которые, в свою очередь, требуют, чтобы Вашингтон оказал давление на Берлин и Париж, чтобы они сделали больше. До сих пор руководству США удавалось сглаживать противоречия, но это создало зону комфорта для европейцев, поскольку им не нужно смиряться со своими разногласиями, а вместо этого они могут полагаться на то, что Вашингтон выступит в роли арбитра.

Это проблема, имеющая серьезные последствия для будущего. У привыкшей к руководству США Европы есть экономическая и финансовая мощь, чтобы справиться с этой проблемой в одиночку, но нет желания и стимула. Однако доминирующая роль США требует значительных затрат как на союзников, так и на поддержку Украины, а ресурсы США ограничены и должны быть приоритетными для решения проблемы Китая. Этот вопрос наверняка станет одной из главных тем дебатов в преддверии выборного 2024 года. В то же время отказаться от этой роли Вашингтон тоже не может: неспособная ни защитить себя, ни договориться с соседями Европа без американской координации провалит все военные усилия на Украине и скатится к новой статичной холодной войне.

Контора Пишет