ФОТО: ZAMIR USMANOV/ GLOBALLOOKPRESS

Царьград собрал самые главные изменения, которые поджидают водителей в наступающем году. В причудливый клубок сплелись разум, фантазия, жадность, непрофессионализм, и питается всё это вечным студнем чиновничьего реформаторского зуда.

Удивительные люди наши законодатели и чиновники! Вот, казалось бы, такие времена, перестройка экономики, мобилизация, надо бы все силы направить на решение острейших проблем – но нет, не забывают они и о текущих вещах позаботиться. Например, выяснилось, что в 2022 году мы с вами как-то не так ездили по дорогам и не совсем правильно за это платили. Это недоразумение, конечно, надо было срочно исправить.

Часть изменений в законы и правила, которые мы перечислим ниже, уже принята официально, часть находится на рассмотрении и будет принята с достаточно высокой вероятностью. Это, разумеется, далеко не все изменения (как-никак вступают в силу новые ПДД), но главные из них.

Уже решено

Начнём с непреложных фактов.

Парковка дорожает. И дешевеет

Неожиданный новогодний подарок преподнесла москвичам мэрия. Если к новогоднему росту стоимости парковки все уже привыкли (на Большой Спасской 24 декабря тариф вырос, например, сразу в 2,5 раза, с 150 до 380 руб. в час), то на целом ряде улиц и проездов цены снизились. Больше всего повезло работающим близ Пантелеевской улицы и Лужнецкого проезда – там тариф упал с 80 до 40 рублей за час. В целом изменения коснулись почти 10% улиц с платной парковкой.

Да не эвакуируемы будете!

Зато подорожает такая востребованная у москвичей услуга, как эвакуация неправильно припаркованных (по мнению инспектора) автомобилей. Сейчас это удовольствие для малолитражки (до 80 л. с.) стоит 4220 руб., с 1 января будет уже 4730 руб. Для основной массы автомобилей (80–250 л. с.) тариф вырос с 6730 до 7540 руб. Подорожает и стоимость «парковки» на штрафстоянке – для 80–250 л.с. с 1300 до 1465 руб. в сутки. Очень гуманно: намного дешевле, чем стоять на Большой Спасской.

«Динамо» везде

Чтобы не возникало недоразумений, с 1 марта зоны платной парковки будут обозначать синими линиями, а бесплатной – белыми. Как полагается – цвета МВД.

В нашем боулинге новые шары

Убирают правовые пробелы в области  электросамокатов. 1 марта 2023 года, когда вступит в силу новая редакция закона «О безопасности дорожного движения», всем типам электросамокатов разрешат ездить по правому краю проезжей части дорог, то есть приравняют их к велосипедам. Всё то же самое: 14 лет и старше, права не нужны, только на дорогах с ограничением не более 60 км/ч и – важно – со скоростью не более 25 км/ч. Полумера, которая мало что изменит – разве что усилит хаос на дорогах.

Штрихкод может уходить

С 2010 года на всех водительских удостоверениях в России присутствует штрихкод, где зашифрованы основные данные о владельце и обстоятельствах выдачи прав. У вас хоть раз гаишник считывал этот штрихкод? Правильно, у меня тоже нет. Наконец это дошло и до законодателей, поэтому с 1 марта кода на новых правах не будет.

Но не спешите бросаться камнями. Когда это правило принимали, ещё не было единой базы данных, доступной из любой патрульной машины, и как раз штрихкод, подобрать который, не зная формулы, невозможно, мог помочь на месте изобличить обладателя поддельных документов, что изредка и случалось.

Долгожданный поворот

Через тот же закон в ПДД наконец введут определение световой секции на светофорах в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом «бело-лунного» цвета – для поворота туда, где горит зелёный для пешеходов, которых необходимо пропустить. До сих пор это работало в «экспериментальном порядке», хотя мера, конечно, нужная.

Ещё обсуждается

Улучшать нашу жизнь планируют и далее.

На «колёсах» – прочь с колёс

В скором времени инспекторам ГИБДД позволят выписывать постановления о штрафах на 30 тыс. руб. и лишать прав за приём целого ряда лекарств, которые влияют на восприятие действительности за рулем (фенибут, феназепам, габапентин, некоторые антидепрессанты). Дело в том, что за такие вещи наказывали и раньше как за «психотропные вещества» (ст. 12.8 КоАП), но Конституционный суд в ноябре счёл такую практику незаконной и потребовал срочно внести в КоАП полный перечень лекарств, после приёма которых нельзя садиться за руль.

Хотелось бы, чтобы через несколько лет начали штрафовать и тех, кто сел за руль после приёма цифрового наркотика в виде компьютерных гонок.

Почему не сразу расстрел?

Российский союз автостраховщиков, не к ночи будь помянут, предложил поднять штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО более чем в 6 раз – с 800 руб. до 5 тыс. руб. Таким образом, штраф должен приблизиться к средней стоимости полиса ОСАГО – чтобы водить без полиса было экономически невыгодно. Интересно, что пока (обещают старт с 01.01.2023) так и не заработала многократно анонсированная система автоматической выписки штрафов за отсутствие страховки – предполагалось, что наказывать будут владельцев машин, на которые не оформлен полис ОСАГО.

Удар по красивым обычаям

Мосгордума внесла в Госдуму отличный законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта – это касается и громких моторов, и громкой музыки. Сейчас такой штраф есть, он составляет 500 рублей, и инспекторам откровенно лень его выписывать. Москва хочет дифференцировать штрафы по регионам – например, установить для себя базовый тариф 5000 руб., а потом ещё и умножать его на разные коэффициенты в зависимости от мощности мотора.

По какой-то неизвестной науке причине особенно часто тишину нарушают уроженцы южных регионов и стран – по оценке автора, на них приходится 80% громких машин. В связи с этим хотелось бы попросить законодателей о новой общей для КоАП и УК норме: гражданство других стран должно признаваться отягчающим обстоятельством при любых правонарушениях или преступлениях, причём независимо от наличия у человека русского гражданства. На привлекательности туризма это уже не отразится.

Понять и простить

Фракция ЛДПР, соревнующаяся с СР за честь внести больше популистских законопроектов, предлагает освободить мобилизованных граждан от уплаты штрафов за нарушение ПДД. Речь идёт только о лёгких нарушениях – на пьяное вождение это, конечно, не распространяется. Мера выглядит разумной, но в то же время тем мобилизованным, которые перед отъездом в войска дисциплинированно закрыли все подобные вопросы, будет как минимум обидно.

Увидел врача – беги!

Ждёт второго чтения законопроект о передаче результатов медосмотра водителей не только в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), но и в МВД. В случае, если он будет принят, МВД сможет оперативно отбирать права у всех, кто более не соответствует требованиям. Сейчас приходится ждать очередного срока продления прав. Сама по себе идея неплохая (человека могут поставить на учёт в наркологии и психиатрии, а у него права ещё на восемь лет), но нет сомнений, что она повлечёт за собой обвальный отказ от регулярной диспансеризации, которую с таким трудом продвигает наше правительство.

Что с того?

Не будем навязывать свою точку зрения на то, разумны или нет те или иные нововведения. Просто мы хорошо помним, как в период «стабильности» мы каждый год получали по 400 новых законов и реформы в самых неожиданных сферах. Была слабая надежда, что, может быть, хотя бы теперь, когда всё настолько нестабильно, у кого-то пройдёт реформаторский зуд и мы хотя бы годик поживём без изменения правил хотя бы в далёких от политики и СВО сферах.

Но этот паровоз летит вперёд с такой скоростью, что так просто не остановишь. Некоторым просто необходимо оправдывать своё существование хотя бы принятием бессмысленных норм и законов. Хотя бы себе доказывают свою значимость.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ