ФОТО: TINNAKORN JORRUANG/SHUTTERSTOCK

Центробанк продолжает активно выступать против льготной ипотеки, видя в ней определённые риски. Причём речь идёт как о правительственных программах, так и о программах девелоперов. Но учитываются ли при этом интересы граждан?

На днях Центробанк представил доклад «Программы льготной ипотеки от застройщиков», в котором регулятор перечисляет имеющиеся риски. К примеру, говорит ЦБ, низкая ставка по ипотеке достигается за счёт завышения цены квартиры на 20–30%, а завышенные цены могут привести к тому, что даже после продажи такой квартиры заёмщик останется должен банку.

Также растут риски для самих банков, увеличивается число «рискованных кредитов» с более низким взносом и так далее. В июне уже 2/3 всей ипотеки выдавалось с фейковой заниженной ставкой, включённой в цену, что привело к снижению средней ставки до 3,7%.

Это пузырь. Такое случается крайне редко

Эту постоянную и непримиримую борьбу Центробанка со строительным блоком в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с финансовым аналитиком Владимиром Левченко.

Никита Комаров: Наблюдаешь за этим спором с Центробанком, с одной стороны, и лоббистами строительной области в правительстве – с другой, и складывается впечатление, что вроде бы каждый отстаивает определённые интересы – застройщиков и банковского сектора. А в этом споре для граждан-то место остаётся? О них-то кто-то думает, что и цена квартиры должна быть доступной для многих, и чтобы не обманывали, снижая ставку за счёт завышения цен на недвижимость?

Владимир Левченко: В данной ситуации я – на стороне Центробанка, хотя моё мнение относительно других действий нашего регулятора хорошо известно. И я был категорически против того, что делал наш ЦБ, да и не только наш, в начале текущего года.

Но вот эта история с искусственным занижением процентных ставок, особенно в условиях фантастического избытка денег в российской экономике – она приводит к чрезвычайно серьёзным последствиям. И мы уже видели этот пузырь, который был надут на российском рынке недвижимости, в какой-то степени и за счёт льготной ипотеки.

Совершенно очевидно, что на рынке бюджетного жилья именно искусственно заниженная процентная ставка этот пузырь и создала.

ВЛАДИМИР ЛЕВЧЕНКО: «ЭТА ИСТОРИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ ЗАНИЖЕНИЕМ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК, ОСОБЕННО В УСЛОВИЯХ ИЗБЫТКА ДЕНЕГ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПРИВОДИТ К ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЕРЬЁЗНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

Вспомните ситуацию в мире в 2009 году или в Японии в 90-х!

– А это на самом деле был пузырь?

– Что значит «был»? Он есть, мы в нём живём. Посмотрите, у нас реальные цены на квадратные метры с весны текущего года упали на четверть. И это всего за полгода. Такое случается крайне редко. И подобное падение сопоставимо с ситуацией 2009 года, после чего рынок очень долго приходил в себя.

Я приведу вам два примера. Всего два. Давайте вернёмся на 14 с половиной лет назад, в 2008 год. Да, тогда был очень серьёзный кризис. И многие называют всего одну причину этого кризиса, хотя их было намного больше. Речь идёт об этой самой искусственно заниженной дешёвой ипотеке. Пузырь лопнул, и волна от этого моментально накрыла весь мир. Многие страны от этого так и не оправились.

Если оглянуться на 90-е годы, точно такой же пузырь лопнул тогда в Японии, которая до сих пор, спустя 32 года, так и не смогла от последствий этого лопнувшего пузыря оправиться. При том, что экономика всего мира росла какими-то космическими темпами.

– Ну да, у них экономика почти 30 лет практически не растёт. То есть вы видите и в нашей ситуации риски для нашей экономики, несмотря на то что со следующего года будут пересмотрены как приоритеты строительной отрасли, так и программа льготной ипотеки?

– Риски просто чудовищны. И я надеюсь, что всё это будет кардинально пересмотрено. У нас те же самые господа, которые говорят, что столько-то лет мы не видим какого-то экономического роста, что мы отстаём от Запада, от среднемировых темпов, своими же действиями пытаются загнать нас в ситуацию, в которой находится Япония уже более 30 лет.

И здесь вопрос: а сможем ли мы стать одним из главных бенефициаров того развития событий, которое будет в следующие 30 лет? Ведь всё, о чём мы говорим, это следствие того, что выстраиваются некие локальные, совсем короткие задачи, а стратегическое мышление, стратегическое целеполагание отсутствует.

Чиновники мыслят сиюминутными категориями?

– Да, действительно, складывается впечатление, что чиновники мыслят исключительно сиюминутными категориями. К примеру, надо сейчас дефицит бюджета закрыть, давайте закроем. А какой ценой это будет сделано, какая долговая нагрузка ляжет в ближайшие 5–7 лет на государственную казну? Этого никто не анализирует. Словно чиновники, особенно в регионах, собираются работать год–два, а что будет дальше, их не волнует.

– Ну да: «день простоять, да ночь продержаться», а дальше – хоть трава не расти. И это не только у чиновников мы видим, но и в бизнесе, и в мышлении у обычных людей. Как говаривал Михаил Жванецкий, «может, что-то в консерватории подправить?».

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА