ФОТО: OLIVER BERG / GLOBALLOOKPRESS
В начале февраля в России было запрещено вещание немецкого телеканала Deutsche Welle (DW). Это решение стало ответом на прекращение вещания русского немецкоязычного телеканала RT DE на территории Германии. Но что стоит за этими решениями и так ли безобидны и объективны наши западные коллеги из DW? Об этом Первый русский телеканал Царьград побеседовал с президентом Европейского информационного центра по правам человека в Вене Гарри Муреем, человеком, прекрасно знакомым с «внутренней кухней» этой «Немецкой волны».
Симметричный удар по русофобам
Царьград: Господин Мурей, скажите, как вы, европейский правозащитник, отнеслись к симметричным мерам России в отношении запрета вещания телеканала Deutsche Welle на территории нашей страны как ответа на санкции в адрес германской редакции RT?
Гарри Мурей: Европейский информационный центр по правам человека в Вене отнёсся с огромным пониманием к действиям властей России в отношении германского вещательного медиахолдинга «Немецкая волна». Мы считаем действия властей вашей страны пропорциональными. Действия же властей Германии в отношении компании RT, очевидно, носят противоправный и дискриминационный характер. И это не только, как многие считают, вызов руководству RT, но и вызов русским налогоплательщикам, которые платят в казну и тем самым содержат канал RT, то есть это неуважение ко всем 140 миллионам граждан вашей страны.
И конечно, надо отдать должное, что российская сторона довольно долго и терпеливо относилась к действиям немецких властей и немецких СМИ, которые уже не первый десяток лет, именно десяток, не год и не два, ведут откровенно дискриминационную, местами русофобскую кампанию в отношении как руководства России, так и проживающих в Европе и Германии русскоязычных людей. Если честно, эту реакцию я предвидел. Недавно я нашёл скриншот пятилетней давности, 2017 года, где фактически полностью предсказал произошедшее, сказав, что рано или поздно Deutsche Welle получит в России статус иностранного агента.
Мы решили разобраться, что же произошло. Большинство СМИ отнеслись к этим действиям исключительно с политической точки зрения. Да, конечно, здесь политика присутствует, конфликтная ситуация между государствами несомненна. Но чем объясняется тот пыл, то рвение, с которым руководство немецкого концерна Deutsche Welle столь бурно восприняло действия властей России? Пообещав ещё больше идти на конфронтацию, освещая позицию России с позиций, как они считают, борьбы с «авторитарным государством».
Сотни миллионов евро на борьбу с Россией
– И что же вам и вашим коллегам удалось выяснить?
– Наши аналитики обнаружили любопытную информацию, которая, как мне кажется, будет интересна русским читателям и политологам, которые внимательно занимаются проблематикой, связанной с Германией и странами ЕС. Как мы знаем, Deutsche Welle – государственная международная телерадиокомпания, которая ориентирована на зарубежную аудиторию. В самой Германии DW играет не такую большую роль, поскольку есть другие крупные СМИ, и она изначально затачивалась на то, чтобы вещать за рубежом. Вещание ведётся на 30-35 языках, они имеют даже собственную академию, штаб-квартира расположена в старой столице ФРГ, в Бонне, а основная студия – в Берлине.
Как функционирует Deutsche Welle. В России немногие, даже интересующиеся политикой Германии, знают, что попасть на работу в DW журналисту непросто. Чтобы туда попасть, он проходит контроль и весьма непростую проверку. Как известно, русская редакция Deutsche Welle находится под особым контролем и серьёзным вниманием со стороны федеральной службы разведки ФРГ BND и ведомства защиты Конституции. То есть попасть на работу в такую компанию без сотрудничества с немецкими спецслужбами просто нереально. Отсюда – действия DW, которые носят не просто пропагандистский, а агрессивно-пропагандистский характер. Они прямо провоцируют иностранные государства и, в частности, Россию на ответную реакцию.
И тут мы подходим к главному моменту. Конечно, то, почему сегодня многие немецкие общественные деятели столь рьяно защищают DW, понятно. Большинству людей кажется, что журналисты пострадали исключительно за моральные и социальные убеждения: права человека, свободу слова. Но мы взрослые люди и должны понимать отчётливо, что любая идея, любая пропаганда оплачивается. И в этом отношении надо отдать должное немецким властям: на пропаганду, дезинформацию и информационный саботаж немецкий парламент выделяет деньги исправно.
Если мы проследим эти финансовые потоки, они весьма интересны. Вернёмся на 8 лет назад, когда в России произошло судьбоносное событие, в лоно страны вернулся Крым. В 2014 году Deutsche Welle получила из немецкого бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков, 278,5 миллиона евро: сумма весьма серьёзная. Эти дополнительные (!) средства были привлечены, помимо того что уже раньше было выделено, в первую очередь, для работы DW в России, Украине, странах Африки и Арабском мире.
– Судя по всему, это средства не только на вещание?
– Да, многие этого не понимают. Деньги выделяются не только на вещательные программы, но и на работу с русской публикой, на подкупы, на то, чтобы на российских респондентов произвести запоминающееся впечатление своей щедростью, широким жестом. Понятно, что это деньги налогоплательщиков. И в связи с тем, что в Германии экономическая ситуация становится всё хуже и хуже, это сложно назвать приличным словом. Исходя из того, что в общей сложности в 2014 году на DW было выделено 311 миллионов евро, то вы можете представить, что 278,5 миллиона, потраченные на специфические задачи вещания в России и Украине, это 90 процентов бюджета этой госкомпании. И это очень серьёзно. Притом, что руководство концерна заявляет, будто концерн независимый и аполитичный.
А уже в прошлом, 2021 году немецкий парламент выделил из бюджета на вещание Deutsche Welle рекордную сумму в размере 387,5 миллиона евро, это на 22 миллиона евро больше, чем в 2020 году. Как заявили немецкие власти, исходя из ущерба, который нанёс коронавирус. Но надо понимать: немецкие власти целенаправленно выделяют эти суммы, чтобы вести открытую пропаганду против, как они считают, государств, в которых «нарушаются права человека».
Далее. Как мы знаем, теперь уже бывший государственный министр по вопросам культуры и вещания Моника Грютерс и в 2022 году не обидела DW. На этот раз из бюджета будет выделено ещё на 13,5 миллиона евро больше: более 400 миллионов. И все эти гигантские суммы идут на пропаганду. Причём в данном случае речь только об одной Deutsche Welle.
Рука руку моет: Deutsche Welle и российские либералы
– И тут новость из России: вещание DW запрещено…
Конечно, закрытие вещательного представительства компании, ударит по бюджету, в том числе те уже выделенные деньги, которые должны быть потрачены на пропаганду, фактически должны будут быть возвращены. Поэтому теперь мы понимаем, чем обосновывается открытая ненависть и несдержанная реакция руководства Deutsche Welle. То есть власти России нанесли огромный удар и тем самым совершили героический поступок, существенно сэкономив средства немецких налогоплательщиков.
Теперь надо будет как-то оправдывать эти суммы. Естественно, если русская редакция Deutsche Welle не будет работать и деньги повиснут, их надо будет либо вернуть, либо как-то освоить. И тут возникает ещё один момент, который в России многие то ли не замечают, то ли не придают этому значения. То, что DW в России помимо собственных кабельных частот использует для продвижения своего контента другие телеканалы, а именно РБК (это было несколько лет назад) и «Дождь»*.
То, что Deutsche Welle находится в тесных контактах с представителями ведущих российских либеральных СМИ, это можно наблюдать из той атаки, которую в большинстве своём начали представители либеральных СМИ, а именно «Новая газета», «Дождь»*, «Медуза»* и им подобные. Мы предполагаем, это моя личная точка зрения, что все эти атаки небезвозмездны. Мы с коллегами исходим из того, что все эти атаки носят показательный характер, чтобы отрабатывать определённые гранты и субсидии, которые DW инвестирует в представителей российской либеральной оппозиции, имея в виду СМИ.
При этом мы знаем, что DW не только отчитывается перед бундестагом и немецким правительством за выделенные инвестиции, но и говорит об успешной работе с представителями местных медиа, и соответствующим образом они вносят соответствующие записи в финальном отчёте. То есть всё это фиксируется. И это немаловажный фактор. Теперь понятна та нервозность, те действия, которые сегодня мы видим со стороны немецкого медиахолдинга. Всё это – последствия серьёзного экономического удара, который нанесли власти России по Deutsche Welle.
——-
* Внесены Минюстом России в список СМИ, выполняющих функцию иностранных агентов
Нет Комментариев