На Фанаре отчаялись дождаться признания #ПЦУ всей полнотой Православной Церкви и решили пойти на хитрость: в своём рождественском послании патриарх Варфоломей объявил, что в апреле состоится чин мироварения – четвёртый по счёту за всё время каденции нынешнего патриарха Константинопольского. Традиционно на этом священнодействии присутствовали представители других Православных помесных Церквей, в первую очередь тех, которые получают миро от Константинополя. Но особенностью этого чина в этом году может стать присутствие делегации ПЦУ. В связи с этим возникает вопрос – станет ли присутствие представителей поместных Церквей с раскольниками на мироварении фактическим #признанием ПЦУ?
Для начала, определимся что такое миро и кто имеет право его варить? Рассказывает киевский миссионер Руслан Калинчук.

Миро – это ароматное масло, через помазание которым сообщаются Дары Святого Духа при крещении. Готовится миро на основе оливкового масла, с добавлением в него белого вина и около 40 различных веществ, среди которых ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калгановый корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и многое другое.
Кроме того, в церковной богослужебной практике миро используется для помазания людей, которые становятся православными христианами из других деноминаций, для освящения Святого Престола и стен в новых храмах, для освящения икон и перезахоронения мощей, ранее – для помазания на царство царей и императоров
Отношение к святому миру соответствующее – как к великой святыне. Даже не все предстоятели помесных Церквей имеют право варить миро. На сегодняшний день, по сложившейся традиции, самостоятельно варят миро Константинопольская, Русская, Болгарская, Румынская, Сербская, Грузинская Церкви. Интересно, что Константинопольская и Русская Церкви придерживаются разных точек зрения на этот вопрос: Русская Церковь всегда считала, что мироварение – прерогатива каждой поместной Церкви. Поэтому даруя автокефалию Польской, Чехословацкой и Американской Церкви, #РПЦ наделила их правом варить миро.
На Фанаре же считают, что совершать мироварение может только Константинопольский патриарх, а остальные предстоятели должны ему только сослужить. Поэтому в томосах об автокефалии Элладской, Албанской, Польской Церквей, Церкви Чешских земель и Словакии, а также в томосе ПЦУ, выданных Фанаром, прописано получение мира от Константинопольского патриархата. Кроме того, от Фанара получает миро и древний Иерусалимский Патриархат.
Такая зависимость от Константинополя однажды стала причиной серьёзного противостояния. В томосе об автокефалии Румынской Церкви, который #Фанар выдал в ХІХ веке, также был пункт о том, что миро эта Церковь получают от Константинополя. Но румыны с таким положением вещей не согласились и, получив #томос, сами сварили миро в соборе в Бухаресте. Этот поступок возмутил Фанар и патриарх Иоаким посчитал, что Румынская Церковь разорвала общение с Церковью Константинополя. Румыны, в свою очередь, обвинили Фанар в претензиях на главенство в Церкви.
После нескольких лет противостояния, в 1885 году Константинополь признал Румынскую автокефалию на новых условиях, и он до сих пор совершает мироварение самостоятельно.
Этот случай ярко демонстрирует, что если для РПЦ #мироварение – неотъемлемый признак автокефалии, то для Константинополя – ещё одна из, так сказать, привилегий, которая подчёркивает его доминирование над остальными Поместными Церквами.
#Варфоломей может пойти на хитрость. На чин мироварения вместо мирянина Сергея Думенко может приехать кто-то, имеющий каноническую епископскую хиротонию – Александр #Драбинко или Симеон #Шостацкий. Причём Симеон даже предпочтительнее, поскольку в отличии от Драбинко не замешан в секс-скандалах.

В любом случае Помесным Церквам надо будет определиться с кем они – со Христом или с Фанаром. Как бы ни сложилась ситуация, а Господь Свою Церковь не оставит. Нам же главное от Него не отпасть.