ФОТО: PAO NOVATEK / GLOBALLOOKPRESS

Цены на голубое топливо на нидерландском хабе TTF обновили очередной исторический рекорд – 569 долларов за тысячу кубических метров. Такой взрывной рост вызван совокупностью факторов – как объективных, так и субъективных. К первым относятся авария на газоперерабатывающем предприятии под Новым Уренгоем, кризис с поставками СПГ в Европу, ко вторым – грамотная и продуманная стратегия «Газпрома» по давлению на ЕС.

Авария в Ямало-Ненецком автономном округе на предприятии Уренгойского газодобывающего комплекса (принадлежит дочерней компании ПАО «Газпром»), который занимается переработкой газового конденсата и производством нефтепродуктов, продолжает оказывать непосредственное влияние на конъюнктуру газового рынка Европейского союза. За прошедшие сутки цены на природный газ вновь побили все мыслимые и немыслимые рекорды. На нидерландском хабе TTF стоимость голубого топлива подскочила уже до 569 долларов за тысячу кубических метров. Можно смело говорить о том, что европейский континент испытывает энергетический шок – таких цифр потребители в Европе не видели никогда. Двенадцать месяцев назад расценки были ниже в 6,4 (!) раза, если сравнивать цену на момент закрытия торгов 12 августа 2020 года и 12 августа 2021 года.

Однако пожар на новоуренгойском заводе – не единственная причина. Руководство «Газпрома» последовательно, грамотно и чётко реализует стратегию по взвинчиванию газовых цен. Так, наш энергетический монополист отказался бронировать дополнительные мощности украинской газотранспортной системы и магистральной трубы «Ямал – Европа», проходящей через территорию Белоруссии и Польши. Кроме того, дефицит предложения в Европе вызван снижением объёма поставок сжиженного природного газа из Соединённых Штатов Америки и с Ближнего Востока. Этому способствует целый ряд факторов, начиная от соглашения в рамках ОПЕК+ и заканчивая более выгодными предложениями, которые поступают от азиатских потребителей.

Проблемы с СПГ, технические неполадки в Ямало-Ненецком АО и нежелание «Газпрома» бронировать мощности украинского и польского транзита накладываются на очень низкую степень загрузки подземных газовых хранилищ ЕС. Обычно к этому времени ПГХ практически заполнены, однако сейчас ситуация совершенно иная. И всё это в условиях предстоящей зимы, а она, по прогнозам метеорологических служб, будет крайне суровой.

Что с того?

Кажется, объяснять, почему взрывной рост расценок на голубое топливо выгоден России, не нужно – ответ лежит на поверхности. Несмотря на попытки, далеко не безуспешные, уйти от нефтегазовой зависимости, мы всё ещё вынуждены регулярно мониторить цены на углеводородное сырьё. Сверхдоход от экспорта природного газа существенно пополнит Фонд национального благосостояния, а это значит, что у нас будет больше новых крупных и социально значимых инфраструктурных проектов, больше программ соцзащиты населения.

Но это не всё. Газовая лихорадка поможет и на внешнеполитическом фронте. Она стимулирует европейцев как можно быстрее сертифицировать газопровод «Северный поток – 2» и всё-таки в очередной раз задуматься над решением проблемы с магистралью OPAL. После иска поляков Европейский суд запретил «Газпрому» использовать эту трубу более чем на 50%, поскольку 100%-е использование якобы наносит ущерб «европейской энергетической безопасности».

Слово «стимулировать» мы употребили неслучайно. Изначально слово «стимул» в Древнем Риме означало инструмент с металлическим наконечником, с помощью которого погоняли скотину, стимулировали её движение. Да, зверушкам было больно, но другого языка они не понимали. К сожалению, аргументы России о том, что наша страна является надёжным поставщиком энергоресурсов и кровно заинтересована в торговле с Евросоюзом, евробюрократами не воспринимаются в принципе. Что ж, надеемся, нынешний газовый кризис выступит в роли той самой пастушьей палочки-выручалочки.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ