Надежды Киева на то, что американские санкции заставят Россию отказаться от прокладки газопровода по дну Балтики в Германию в обход Украины, провалились. Как сообщает издание Axios (США) со ссылкой на дипломатические источники в администрации президента Джо Байдена, Вашингтон не будет вводить санкции против немецкой компании Nord Stream 2 AG и её руководителя Маттиаса Варнига.

Компания Варнига участвует в реализации российско-германского проекта «Северный поток – 2», но Госдеп США в специальном отчёте для конгресса рекомендует не вводить против неё санкции, чтобы не ссориться с Германией.

«Это решение указывает на нежелание администрации Байдена испортить отношения с Германией и на трудности, с которыми сталкивается Байден, пытаясь согласовать свои действия с риторикой об ужесточении подхода к России», – отмечает издание.

Ситуация выглядит странной: США вводят санкции против российских кораблей-трубоукладчиков, участвующих в проекте, но не трогают немецкую компанию, которая руководит проектом на территории Германии. Действия Байдена демонстрируют фальшь отношений Вашингтона к Украине. Госсекретарь США Энтони Блинкен говорит: «Я настроен решительно сделать всё возможное, чтобы не допустить завершения «Северного потока – 2″», хотя прекрасно знает, что в кулуарах американские власти уже определились, что на все 100% мешать проекту они не будут. Как отмечает Axios, ради национальных интересов США.

Украина живёт интересами США и Германии, а США и Германия не живут интересами Украины. Вашингтон и Берлин могут сколько угодно говорить о поддержке евроинтеграции Украины, но эту евроинтеграцию они ставят на службу своим интересам.

Блинкен провёл телефонные переговоры с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом. «Секретарь Блинкен подчеркнул стремление США работать с членами НАТО и партнёрами для противодействия российским усилиям, направленным на подрыв нашей коллективной безопасности, и в этом ключе отметил противодействия США трубопроводу «Северный поток – 2″», – говорится в сообщении Госдепа.

По словам американцев, Маас также высказался за усиление трансатлантической солидарности и необходимость коллективного ответа Запада на действия России и Китая. Данное сообщение – обычная дипломатическая формулировка для сокрытия истинного положения дел. Поддержка Маасом идеи трансатлантической консолидации вовсе не означает отказа Германии от «Северного потока – 2».

Газопровод достроен на 95%, осталось проложить в территориальных водах Германии 30 км труб. В окружении Байдена пришли к выводу, что единственный способ заставить немцев и русских прекратить строительство – ввести санкции против Германии и потребителей газа, то есть придать санкциям такой формат, чтобы они ударили по карманам простых немцев. Но это грозит небывалым скандалом в американо-германских отношениях. Шутка ли, главная страна в НАТО впервые в истории альянса вводит санкции против главной страны НАТО в Европе!

Проигрыш Киева в деле вокруг «Северного потока – 2» предсказуем. Россия и Германия – суверенные государства, которые имеют право сами решать, как им друг с другом торговать. Газ – российский, и Россия сама решает, кому его продавать. Попытки запретить ей это делать являются прямым нарушением законов торговли, обожествляемых англосаксонской философской и политической мыслью на протяжении последних нескольких веков.

Позиция Киева в газовом вопросе с Россией изначально была нелогичной. Провозглашался отказ Украины от российского газа, но Украина продолжала покупать этот газ у европейцев. Никакого другого газа, кроме российского, в трубопроводах из Украины в Европу нет. Потом Киев заговорил о повышении цены за транзит газа, и теперь ему грозит остаться совсем без транзита.

Затем появились мечты частично заменить российское голубое топливо на румынское, поскольку Румыния намеревалась приступить к разработке газовых месторождений в Чёрном море. Но недавно румынские эксперты признали, что до превращения Румынии в газовую державу далеко. Если не приступить к разработке месторождений в ближайшие несколько лет, потом это уже не будет иметь смысла из-за меняющейся климатической политики Евросоюза, которой вынуждена придерживаться Румыния.

В итоге за первые четыре месяца текущего года Румыния закупила больше российского газа, чем за весь прошлый год. Украина получила от этого неплохую прибыль, потому что газ из России попадал в Румынию через её территорию. Но вопрос в другом: как Румыния может при таком раскладе заменить российское топливо в украинской ГТС на румынское, если Румынии этого самого топлива не хватает самой?

Польша высказывала идею поставлять Украине сжиженный газ из США через порт Свиноуйсце. Но американский газ на 30% дороже российского, и польские энергетики не в восторге от того, что Варшава из политических соображений отказывается от более дешёвого газа из России. Если эти 30% надбавки в цене возложить на плечи украинских потребителей, украинское общество залихорадит.

То, что США и Украина называют «Северный поток – 2» геополитическим проектом, ничего не меняет. С таким же успехом можно назвать геополитическим любой крупный финансовый проект любой страны. Только кто возьмётся точно измерить, сколько в таком проекте геополитики и сколько обыкновенной экономики? Разве международное право запрещает странам продавать и покупать природный газ? Если не запрещает, какое право США имеют противодействовать «Северному потоку – 2» санкциями против потребителей?

Имей Украина свой газ, можно было бы вообразить, сколь яростной была бы её реакция, если бы Россия запрещала продавать этот газ другой стране. Пресса Украины сразу же обвинила бы Москву в недопустимом давлении на самостийную украинскую державу, нарушении демократического порядка и экономических свобод.

Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон обрисовал грустный сценарий для Украины после запуска «Северного потока –2»: «$1,5 млрд мы зарабатываем на транзите. Если газ пойдёт через «Северный поток — 2», у нас он автоматически подорожает, так как стоимость транспортировки из Германии будет дороже… Я оцениваю прямые и косвенные потери Украины от запуска «Северного потока – 2» в $5-6 млрд».

Макогон предупредил, что газ подорожает на $50 за 1 тысячу кубометров, что приведёт к подорожанию экспортных украинских промышленных товаров. С промышленным экспортом у Украины и так не ахти, а при подорожании продукции её станут покупать ещё меньше.

 

Tu que no puedes («Ты, которому невмоготу…»), Франсиско де Гойя.

 

Макогон правильно сказал: «$1,5 млрд. мы зарабатываем на транзите…» Украинская политическая мафия сытно кормится на газовой трубе и не хочет лишаться такой обильной кормёжки. Отсюда и дикие пляски украинской дипломатии вокруг «Северного потока – 2». Испанский живописец XIX в. Франсиско де Гойя создал офорт Tu que no puedes («Ты, которому невмоготу…»). Два измождённых крестьянина тащат на спинах двух самодовольных откормленных ослов. Так нищающие украинские граждане тащат на себе сытых украинских политиков.

Владимир ДРУЖИНИН