Взаимная высылка дипломатов чешского и российского посольств – явное доказательство того, что Чехия активно разрушает двусторонние отношения с Россией, и делает это системно и последовательно, однако по словам официального представителя российского МИД Марии Захаровой – «с азартом» и «позором», доводя до степени абсурда действия чешского политического истеблишмента

В центре шпионского скандала – взрыв на складе боеприпасов на юго-востоке Моравии (деревня Врбетица) в 2014 году, к которому якобы причастны российские спецслужбы, а именно объявленные в розыск сотрудники российской военной разведки Александр Петров и Руслан Боширов. Эта ситуация сразу порождает ряд очевидных противоречий: во-первых, настораживает почти полное отсутствие официальных материалов по делу о расследовании инцидента семилетней давности. Во-вторых, по заявлению МИД, этот склад с 2006 года сдавался частным оружейным компаниям и не использовался армией, следовательно, версия о том, что взрыв должен был помешать поставке вооружений на Украину, где в это время происходили военные действия, становится нелогичной. В-третьих, вопросы вызывают сами подозреваемые – снова те же лица, известные по инциденту в Солсбери и участию в военных действиях на Украине, которое им приписывают The Insider и Bellingcat – издания, журналистские расследования которых часто разоблачаются как фейки. Регулярность их упоминания в подобных операциях – это, несомненно, беспроигрышный козырь, но он вызывает уже не опасения, а насмешки даже среди пользователей российских и европейских социальных сетей.

Наконец, особо настораживает тот факт, что обнародование чешского инцидента совпало с введением США санкций против России. Политические действия президента Чехии Милоша Земана – готовность закупки препарата Sputnik V, поддержка участия Росатома в тендере на достройку атомной электростанции Дукованы – свидетельствовали о дружелюбном настрое по отношению к Кремлю, однако это было бы крайне невыгодно американскому правительству.

США используют более мелкие европейские государства в качестве дополнительно инструмента манипуляций и оказания давления на Россию; в свете последних событий Чехия выгодна Штатами и как инструмент отвлечения внимания от американских провокаций в Белоруссии, о чем заявил российский Совфед. Такое предположение подтверждает и ожидаемая поддержка действий Чехии со стороны американской администрации, и быстрое реагирование Госдепартамента, что свидетельствует о высокой вероятности предварительных консультаций.

Итальянский политический эксперт, Президент Международного института глобальных анализов Vision & Global Trends Тиберио Грациани в интервью с корреспондентами News Front выразил следующую точку зрения:

Тиберио Грациани
Тиберио Грациани
Во время ежегодного обращения Путин разъяснил позицию Кремля в отношении недавней волны обвинений в адрес Российской Федерации со стороны США и некоторых стран западного лагеря.
Со стороны государств атлантического блока – Великобритании и Чехии – началась новая наступательная стратегия против Российской Федерации, которую мы могли бы определить как своего рода дипломатическую войну.
Что касается, в частности, Праги, то это не случайный эпизод, ведь в прошлом году у властей одного из относительно нейтральных европейских городов возникла гениальная идея назвать в честь Бориса Немцова – российского опоозиционного политического деятеля – площадь перед посольством Российской Федерации, на которой создается дипломатическое дело между Чешской Республикой и Российской Федерацией.
Путин твердо подтвердил, что он не позволит ни одной стране перейти красную черту, но он также четко заявил, что Кремль не хочет прерывать отношения с теми странами, которые изгнали своих дипломатов. По сути, он оставил дверь для диалога открытой: это косвенное приглашение не только США, но и некоторым западным странам, которые, несмотря на давление Вашингтона, поддерживают хорошие отношения с Москвой. Это приглашение, на мой взгляд, должно быть воспринято, в частности, Францией, Германией и Италией. Эти три страны имеют общие интересы с Москвой и Вашингтоном, и могли бы действовать дипломатически, чтобы снизить уровень недопонимания между США и Российской Федерацией.

Отметим еще один важный момент. В чешском докладе звучит фраза, подтверждающая отсутствие обоснованных доказательств: «у полиции, между тем, нет прямых доказательств, что оба эти человека  на самом деле физически приходили на территорию склада, но она рассматривает такую возможность как гипотезу с высокой долей реальности». Таким образом, создается альтернатива знаменитому highly likely, чешская версия британского скандала с похожим сюжетом и теми же фигурантами. А в целом данный эпизод – лишь часть хорошо отлаженной линии противостояния Запада своему главному оппоненту – блоку стран во главе с Россией и Китаем.

Полина Бобко