«Оппозиционная платформа – За жизнь» становится, по сути, второй политической силой на Украине. И первой по-настоящему оппозиционной партией, появившейся на украинском политическом олимпе, начиная с момента переворота 2014 года. Именно такие выводы можно сделать по итогам прошедших в 2020 году местных выборов. Победы и вторые места во многих областях Юго-Востока, высокие результаты в регионах, где, казалось бы, уже никогда не появятся антимайданные силы – Закарпатье, Винница, Буковина…

Даже в столице результаты ОПЗЖ можно назвать достаточно высокими. Четвертое место (7,81%) после «Европейской солидарности», «Удара» и «Единства», голосов больше, чем у «Слуги народа»! В горсовете Николаева у «Оппозиционной платформы» безоговорочное первое место с 28,57% (в области та же ситуация – 23,41%), в Одессе – второе с 23,66% (у партии городского головы «Доверяй делам» всего на 2,5% больше). В Одесской области ОПЗЖ и вовсе победила с большим отрывом – 26,81% (на 9% больше, чем у «Слуги народа», и на 15% больше, чем у «Доверяй делам»).

Интересная ситуация в Харькове. В городе и области «Блок Кернеса» набрал далеко за 30%, ОПЗЖ – 20,96% и 21,33% соответственно. У остальных намного меньше поддержки. Но после смерти Геннадия Кернеса в важнейшем городе Украины и юго-восточном центре страны неминуемо случится передел власти, «Блок Кернеса» рискует потерять часть своих сторонников из-за связей с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым. А у оппозиционеров здесь есть пространство для маневра (в том числе и возможность выдвинуть своего человека на пост мэра Харькова), для дальнейшего роста рейтинга. Потому-то вторая столица и не торопится назначать выборы  первой.

Показательно и второе место «Оппоплатформы» в Днепре и в области. Интересно, что в областном голосовании правящая «Слуга народа» обошла оппозиционную партию всего на 2% (22,96% против 20,29%)!

Победы ОПЗЖ именно в областях говорят о высоком уровне поддержки среди обычного населения, людей не из центральных городов. Так, в Запорожской области у партии первое место (23,2%) с пятипроцентным отрывом от «слуг», в самом Запорожье – второе после партии мэра. Также можно отметить вторые места партии ОПЗЖ в Сумской области и Херсоне.

Результаты ОПЗЖ – это, безусловно, один из главных феноменов прошедшей в 2020-м избирательной кампании. Высокие показатели говорят об осознанной мобилизации идеологически мотивированных избирателей, которым претит украинский национализм, которые хотят прекращения войны Киева с Донбассом и не поддерживают разрыва отношений с Россией. Во многом именно этот электорат и привёл Зеленского и его партию к власти в 2019 году с невиданными для Украины результатами. Посылы и сигналы Зеленского во время выборов частично пересекались с чаяниями этих людей  – обещалось окончание войны на Донбассе на условиях мирного урегулирования, анонсировался прямой диалог с Путиным, в общении с избирателями Юго-Востока показательно использовался русский язык, поддерживалась агрессивная линия поведения по отношению к ненавидимому народом Порошенко. Впрочем, обещать – не значит жениться. Под конец года отношения Украины с Донбассом окончательно испортились.То же касается и русского языка: новая власть не только не решилась отменить драконовские законы, но ещё больше усугубила языковую ситуацию. А Зеленский пошёл по пути Порошенко, если судить по его действиям.

Так что ОПЗЖ есть за что бороться и чьи интересы представлять. Важно только, чтобы оппозиционеры нынешние извлекли уроки из прошлого и не повторяли ошибок Партии регионов. Как показала жизнь, роковых ошибок.

Тот же языковой вопрос ранее всегда разыгрывался на Украине перед выборами. И только летом 2012 года был принят закон «Об основах государственной языковой политики» (всего за год с небольшим до евромайдана). Русский язык получил статус регионального, причём статус этот до самой «революции гидности» не был должным образом   внедрен и закреплён так, чтобы никто не осмелился в дальнейшем посягнуть на право использования во всех сферах жизни родного языка.

Регионалы и дальше рассматривали языковой вопрос как предвыборный козырь и даже в мыслях не допускали ситуации, при которой их отстранят от власти. Поэтому и не спешили делать гарантии языковых прав граждан железобетонными. А все возможности для этого у них были.

В 2018 году оставшиеся на Украине регионалы, ставшие оппозиционерами, раскололись. «Оппозиционный блок» окончательно стал представлять интересы финансово-промышленных группировок, связанных с Ринатом Ахметовым, сумевшим найти взаимопонимание с киевским постмайданным режимом. В 2019-м этот раскол подорвал надежды на большой успех оппозиции на президентских и парламентских выборах. К тому же избиратели постоянно путались в том, кто есть оппозиция – ОБ или ОП? От последствий раскола и неразберихи с названиями «Оппозиционная платформа – За жизнь» оправилась только к осени 2020, но не окончательно. Из плюсов –  оппозиционная политсила стала яснее выражать свою позицию, что на местных выборах сразу же было поддержано избирателями.

Перед ОПЗЖ стоят не задачи коммерс-партии (обслуживание элит посредством проведения политических решений), каковой по сути была Партия регионов, а возвращение украинской политической лодки в устойчивое положение. А для этого необходимо, прежде всего, стать ведущей партией Юга и Востока страны, представляя на деле интересы избирателей этих краёв и действуя от их имени и по поручению.

Украинская оппозиция должна стать инструментом для выражения близких жителям Юго-Востока идей и требований. Пока что этому мешает ряд факторов, в числе которых отсутствие у ОПЗЖ (или невнятное присутствие – не разобрать) чёткого и понятного людям сценария будущего для Украины, отличного от сценария Порошенко-Зеленского и иже с ними, который как раз ясен и понятен.

«Власть не имеет права закрывать глаза на проблемы людейОна должна прислушаться к законным требованиям предпринимателейврачей и учителейа не пытаться убедить людей в томчто все хорошоНа передний план должны выйти задачи по борьбе с эпидемией и помощи людямподдержка отечественного бизнесаполитическое урегулирование вооружённого конфликта на ДонбассеНам нужно разумно использовать бюджетные ресурсызакрыть все «схемы» и «скрутки»Все средства должны быть направлены на поддержку медицинызащиту украинских семейинвестиции в восстановление экономики и развитие регионов», – говорит сопредседатель ОПЗЖ Юрий Бойко. Слова правильные и хорошие, но маркером являются только несколько – о «политическом урегулировании вооружённого конфликта на Донбассе». Всё остальное повторяют все и везде. Но любой житель Украины, которому невыносима действующая власть, увидит на главной странице сайта ОПЗЖ в речи Бойко только этот единственный маркер, обозначающий курс партии. При этом задача мира на Донбассе определена партией как основная на 2021 года, определены и пути её решения: переговоры, диалог с Донецком и Луганском, принятие всего пакета законов, определённых Минскими соглашениями. С этим всё ясно.

Однако на вопрос об отношениях с Россией избирателю найти ответ будет сложно: его нет ни в новогодних поздравлениях Юрия Бойко и Виктора Медведчука, ни в оценке ОПЗЖ внешней политики Украины. Нет его и в комментарии сопредседателя партии Вадима Рабиновича«Кремль  это огромное государство Россиянаходящееся с нами по соседствуНаши страны имеют длинную границаРоссия  это государствос которым переплетена украинская экономика, и не толькоИ в этом государстве президент и его администрация получают информацию от Виктора Медведчукакоторый иногда приезжает в Москвуа не от официальных украинских властей (кстатиот них ничего не слышно многомного месяцев). Может мне ктото объяснитьчто это за сумасшедший домА никто не объяснит!»  Сказано хорошо, но ясности эти слова не добавляют.

А ведь ни для кого не секрет, что жители Юго-Востока в подавляющем большинстве хотели бы восстановления разрушенных киевским режимом связей с Российской Федерацией и голосовали бы за ту политическую силу, в которой они увидят гаранта этого. Да и в целом на Украине таких людей полно. Русский мир из Украины никуда не исчез. Всё точно как в песне Владимира Высоцкого:

«Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время».

И то, что избиратель сразу не находит ответов на важнейший для себя вопрос, грустно. Тем более украинские националисты всё равно как заведённые твердят о якобы «пророссийском» векторе ОПЗЖ.

Справедливости ради отметим, что лидеры оппозиционеров, конечно, посылают определённые сигналы обществу: например, они показывают, что можно договориться с Россией о приемлемых ценах на газ или о производстве вакцины «Спутник V» на Украине, что снимет проблему массовой вакцинации населения от коронавируса. Здесь Виктор Медведчук, критикуя главного украинского санитарного врача, высказался предельно чётко и остро«…сейчас заявления представителей украинской власти свидетельствуют о томчто они вообще живут в космосесовершенно не включают мозги и не видят разницы между закупкой вакцины за рубежом и производством ее в Украине с получением для этого высоких технологий.

За 7 лет политики пещерной русофобии власти достаточно поиграли в геополитикууничтожив и экономикуи медицинуи образование. Сейчаскогда на кону жизни и здоровье украинцевпора наконецто думать не об окриках и «хотелках» Вашингтонаа о национальных интересах».

Побольше бы такой чёткости партии, которая имеет все шансы стать ведущей политической силой всего Юго-Востока Украины и, соответственно, ощутимо влиять на принятие решений в центре. Главное, быть предельно понятными своему избирателю, а не стараться понравиться всем вообще. Время партий с программой «за всё хорошее против всего плохого» ушло, сегодня информационные технологии позволяют и персонажа комедии сделать реальным президентом Украины. Бороться с карнавалом в политике можно только либо ещё более масштабным карнавалом, либо ясными и понятными своему ядерному электорату (а это Юго-Восток) программными заявлениями и сигналами, помноженными на свои информационные возможности.

Артём БУЗИЛА