Схема выделения денег на имитацию оппозиции и гражданского общества меняется. Суть пока остаётся прежней.

Гильотина работает

Фонд «Диалог» прекращает работу в начале 2021 года. Невелика печаль, мало ли у нас фондов, но этот – особенный: его в своё время основал Алексей Кудрин для финансирования оппозиционных разработок и акций. Фонд этот занимается научно-исследовательской, информационно-аналитической и консультативной работой – я бы сказал, что нам будет его не хватать, если бы достоверно знал о каких-либо позитивных результатах этой масштабной работы.

Ранее вышел из-под контроля Кудрина и потонул в недрах Минэкономразвития Центр стратегических разработок. А вот Комитет гражданских инициатив (КГИ) и Общероссийский гражданский форум (ОГФ), входящие в тот же «куст» организаций, продолжат работу, хотя источники РБК и комитету предрекают недолгую жизнь. «Норникель» (какая интересная связь!) сократил его финансирование, ушёл фактический руководитель Евгений Гонтмахер, смысл комитета, существовавшего на «имущественные взносы и пожертвования российских физических и юридических лиц», стал совсем неясным.

Особенно непонятно, кто эти российские физические лица, по доброте душевной жертвовавшие деньги в Фонд озеленения Луны. Я знаю волонтёров Путина, знаю донатящих Навальному, знаю людей, помогающих коммунистам и яблочникам, но «Диалог» и КГИ не нужны были, кажется, никому – кроме, как выяснилось, Владимира Потанина, и очень похоже, что для него это было не велением души, а обязательной социальной нагрузкой.

Фонд закрывают, потому что ни правые, ни левые, ни разноцветные не хотят финансировать совершенно бессмысленное дело, а грантами кормить комитет с форумом можно и напрямую.

Засланный министр

Напомню, в 2011 году министр финансов Кудрин не согласился с объёмом военных расходов в бюджете и под давлением президента Дмитрия Медведева покинул свой пост.

Погружение сановного тяжеловеса в бурные воды протеста начала десятых оказалось совершенно неудачным: он постоянно всплывал. Его встретили с восторгом, его дружбы искали, перед ним заискивали и правые, и левые, но создать какую-то рациональную оппозиционную силу он так и не смог.

«Единая Россия» прекрасно чувствует свою интеллектуальную ущербность и остро нуждается во взгляде со стороны, в конструктивной критике. Но опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление, а изображающие оппозицию три парламентские фракции к этому решительно не готовы. В двух из них конструктивное начало отсутствует полностью, а ростки здравого смысла в лагере КПРФ выдергиваются руководством самой партии.

Предполагалось, что созданные под Кудрина фонды и объект их финансирования – Комитет гражданских инициатив – как раз и восполнят этот вакуум идей и экспертизы.

Не восполнили.

Забитый Навальным

Сравните деятельность двух оппозиционных «экспертных групп» – Комитета гражданских инициатив (и мало отличимого от него в те годы Центра стратегических разработок) и практически одновременно с ним созданного Фонда борьбы с коррупцией. О ком вы слышали чаще? Кто больше влияет на умонастроения? Молодой в ту пору юрист Алексей Навальный оказался намного более умелым организатором, чем матёрый аппаратчик с огромным правительственным стажем.

Вы справедливо заметите, что цели у фондов разные – Кудрин отвечал за создание некоей конструктивной программы, в чём его двойника-оппонента никто ещё ни разу не обвинял. Но где эта программа, так и осталось неясным. Я постоянно читал документы, вышедшие из гнезда Кудринского, и это всегда был набор благих пожеланий, украшенных бесплатными картинками из зарубежных фотобанков. Я не могу назвать ни одного мероприятия правительства между 2011 и 2018 годом, то есть во время нахождения Кудрина в тени, которое опиралось бы именно на разработанные им стратегии. Очень рекомендую зайти на сайт «Стратегия развития страны 2018–2024″, чтобы прочувствовать качество этого экспертного вклада.

Должен заметить, что документы Счётной палаты при Кудрине оставляют совершенно иное впечатление, но понятно, что их пишет не Алексей Леонидович, не его обладающие неприкосновенностью аудиторы, а рядовые сотрудники контролирующего ведомства. В качестве же стратега этот человек попросту не состоялся.

Гражданское общество в России есть, есть у него и лидеры, пусть в основном не федеральные, а региональные и местные. Попытка прислать этому обществу руководителя сверху, ещё не смахнувшего министерскую пыль с невидимых миру погон, была заведомо обречена на провал. Осталось подсчитать, в какую сумму правительству (проекты КГИ регулярно выигрывали различные гранты) и подневольным корпорациям обошлась эта командировка Алексея Кудрина в пучину протеста. И какие новые светлые идеи имитации оппозиции придут в голову людям, имитирующим политтехнологов.

Автор:
Михаил Мельников