Смотреть это было страшно увлекательно. Лицом к лицу сошлись представители двух миров, которые хотя и ценят друг друга, и даже уважают, но на многие вопросы международной политики смотрят по-разному, а зачастую и с взаимоисключающих точек зрения

Разногласия стали очевидны в самом начале совместной видеоконференции комитета Государственной Думы по международным делам и комиссии по иностранным делам и вопросам ЕС Палаты депутатов Итальянской Республики. Председатель комиссии Пьеро Фасино, выступивший сразу после открывшей заседание Ирины Яровой, пространно прошелся по всем существенным вопросам международной политической повестки. Вот только некоторые из тем: пандемия коронавируса, агрессивная политика Турции, выборы в США, Армении и Нагорном Карабахе, кризис в Белоруссии, события на Украине, Ливия, Йемен, Сирия, Ливан, Израиль Палестина, Сомали Судан.

По мнению Фасино, мир, вошедший в фазу повышенной турбулентности, утратил систему единого управления, систему коллективной безопасности, которую необходимо восстанавливать. Прямо в его выступлении это не прозвучало (стороны вообще воздерживались от прямых претензий и обвинений в адрес друг друга), но произошло это отчасти, а может, и в первую очередь, по вине России, аннексировавшей Крым. Кстати термин «аннексия» тоже не был употреблен, но было понятно, что речь идет именно о ней. Фасино  выразился крайне аккуратно, выразив несогласие «с односторонностью этих действий».

У России с Италией деловые, культурные, политические связи куда глубже и обширнее, нежели с любой другой страной ЕС. Без всякого преувеличения можно сказать, что наши народы с большой симпатией относятся друг к другу, считая, что у них гораздо больше связующих моментов, чем разделяющих. Кстати, во время общения депутатов была оглашена весьма показательная информация. За время пандемии коронавируса из России не ушла ни одна крупная итальянская бизнес-кампания, несмотря на ограничения и неизбежное падение доходов. Русская земля привязывает к себе итальянцев куда сильнее, чем представителей любой другой европейской нации.

И теми не менее, будучи страной ЕС, Италия не может себе позволить иметь какое-то особое мнение по Крыму. Признание нелегитимности его возвращения в Россию – обязательная позиция, от страны-члены союза не вправе отклониться ни на миллиметр. Высказанный в предельно мягкой форме упрек не стал яблоком раздора. Россия продолжает общаться с внешним миром, несмотря на его нежелание мириться с «аннексией» полуострова, или признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Так и в межпарламентском диалоге находится место противоречиям, но они не должны приводить к разрыву отношений.

В ответном слове глава парламентского комитета Государственной думы Леонид Слуцкий заявил, что крымский референдум полностью соответствовал нормам международного права, поскольку оно предусматривает право нации на самоопределение. Уже во время обмена мнениями чуть позже он посоветовал представителю Демократической партии Италии Лие Куартелле, которая резче остальных высказывалась относительно действий России по присоединению Крыма, приехать на полуостров и пообщаться с людьми, собрать факты и на их основе делать выводы. А не полагаться на статьи в западных медиа. «Вы как ученый должны идти именно таким путем», — указал Слуцкий.

Кроме того, обрисовал ситуацию в Армении и Нагорном Карабахе, заявив, что если бы не соглашение, подписанное под эгидой России 9 ноября Арменией и Азербайджаном, крови могло бы быть неизмеримо больше. Этот договор, пот его словам, спас население Нагорного Карабаха «от грандиозного кровопролития». Участники дискуссии прошлись по фактически всем аспектам двусторонних отношений между Россией и Италией, но наиболее драматическим был момент, когда слово получила член комитета Наталья Поклонская.

Волнуясь, в свойственной ей эмоциональной форме она последовательно изложила суть событий, во время которых Крым получил российскую прописку. Она рассказала, что работала прокурором в Киеве, когда там произошел государственный переворот. После этого она сразу же поехала домой. Населению Крыма угрожала реальная опасность. Украинские националисты, захватившие власть на Украине, зная настроения проживающих на полуострове русских, считали необходимым их физическое уничтожение. Они собирались посылать так называемые «поезда дружбы» с головорезами, готовыми убивать несогласных. Поклонская сказала, что крымчане вынуждены были действовать в условиях «крайней необходимости» (это юридический термин), чтобы сохранить собственные жизни. Любое законодательство признает такие действия легитимными и оправданными. В заключение Наталья Владимировна пригласила итальянских коллег посетить Крым для отдыха и реабилитации после пандемии коронавируса.

Рассказ российского депутат не впечатлил Лию Куартелле и других, но депутат, представлявший партию Сильвио Берлусконе «Вперед, Италия!» откликнулся очень эмоционально и искренне. Он сказал, что его глубоко взволновали факты, о которых рассказала Поклонская, и он будет о них размышлять. Общение длилось три часа, вместо двух запланированных, причем парламентарии договорились встречаться чаще, чем раз в год. Леонид Слуцкий заявил, что он вообще готов отвечать на любые вопросы коллег из Италии в ежедневном режиме. Он же, закрывая заседание, отметил, что совместная конференция «войдет в хрестоматии» как историческое событие, послужившее дальнейшему сближению двух народов и углублению двустороннего сотрудничества.+

Андрей Бабицкий, специально для News Front