Президент объявил, что с 2022 года Россия прекращает экспорт необработанного леса. После вступления запрета в силу можно ожидать снижения безработицы в Сибири и на Дальнем Востоке, увеличения доходов страны и наведения порядка в лесной отрасли. Снизится ли число лесных пожаров, которые устраивают «чёрные лесорубы»?
Поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород,
– заявил Владимир Путин на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса и вызвал этим заявлением настоящее цунами у многих зарубежных деревообработчиков Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Все стали цитировать именно эту часть выступления президента России, хотя речь шла и о не менее важных вещах.
Поручения, данные главой государства на этом совещании, по мнению ряда экспертов, могут кардинальным образом изменить состояние российского лесного хозяйства, как в плане экологии, так и для экономики всей страны, а также существенно усложнить жизнь криминальным элементам, активно действующим в российском лесном хозяйстве. Впрочем, вернёмся сначала к истории вопроса.
От пожаров к Стратегиям
Попытки навести в российском лесу порядок и поставить его под более плотный контроль ведутся у нас в стране довольно давно. Многие годы развивались различные системы мониторинга леса: «лесопожарный, лесопатологический, мониторинги организации и состояния лесопользования, радиационного загрязнения«.
Проблема в том, что все эти системы существовали как бы параллельно друг другу. К тому же это наблюдение велось не в постоянном режиме. А пожары, лесные патологии и прочие неприятные вещи, невзирая на все вместе взятые мониторинги, происходили и происходят с русским лесом регулярно.
В этом году в Сибири уже сгорело порядка двух миллионов гектаров леса. Фото: МЧС России/ТАСС
В 2019 году, например, площадь лесных пожаров только в Сибири составляла более пяти миллионов гектаров. В нынешнем 2020-м, как минимум по данным «Гринпис» (к которым по ряду причин всё же следует относиться с некоторым скепсисом), в Сибири уже сгорело порядка двух миллионов гектаров леса. В целом, чтобы было понятно, общая площадь лесных массивов страны – 1,18 миллиарда гектаров, или 69% от всей площади страны. Ещё приводятся данные, что леса в России – это 20% от общемировых лесных ресурсов.
На этом фоне два миллиона, да даже пять миллионов гектаров выглядят неприятной мелочью, не более. Но в 2019 году пожары в Сибири вызвали весьма заметный общественный резонанс, после которого и начались активные изменения в лесном законодательстве. К тому же ситуация, когда «тут два миллиона, там пять, здесь ещё три», длящаяся годами, не радует никого. И это ведь убыль леса только от пожаров. А есть ещё заболевания деревьев, лесное браконьерство и другие негативные факторы. В общем, миллиард гектаров – это цифра большая, но всё же не бесконечная.
Вырубка деловой древесины компанией ООО «Кировсклес» в уссурийской тайге на территории Буянковского территориального лесничества. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
В итоге в 2019-м на свет появилась государственная Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года, в которой была поставлена задача создания единой системы непрерывного и максимально автоматизированного наблюдения за лесными массивами страны, в том числе и посредством системы ГЛОНАСС. Но повсеместное внедрение систем наблюдения – это только первый этап, рассчитанный на три года. Интересно, что цели, которые были определены как приоритетные уже на этом этапе, звучат следующим образом:
– определение незаконных рубок;
– выявление случаев незаконного захвата земли;
– определение мест незаконного выброса мусора;
– определение складов хранения древесины;
– определение мест проведения различных лесохозяйственных мероприятий.
Кругляк и ГИЛ
По всей видимости, система мониторинга справилась как минимум с частью поставленных задач несколько раньше, чем ожидалось. А потому Путиным и были озвучены уже законодательные меры по сохранению лесных массивов. Одним из главных инструментов здесь стал запрет на экспорт необработанной или лишь для вида обработанной древесины. Это тоже, в общем, про лесные пожары, но только опосредованно.
В первую очередь это решение бьёт по «чёрным лесорубам», лесным браконьерам. Чтобы был понятен масштаб – только через Приморский край за 2016–2019 годы было незаконно вывезено два миллиона кубометров ценных пород древесины. Только это привело к потерям государства на 86 миллиардов рублей. А если говорить про обычный лес-кругляк, то там цифры и объёмы в десятки раз больше.
Не сказать, что проблема леса-кругляка встала перед страной в первый раз. Нет, попытки были. В 2007-м в России ввели 80-процентные заградительные пошлины. Но когда чиновники не так давно сравнили данные Минприроды по официальным заготовкам леса с данными таможни о вывозе древесины, оказалось, что из некоторых регионов вывезли в полтора, в два раза больше, чем официально там вырубили. Понятно, что такие масштабы уже можно называть катастрофическими. И меры по запрету экспорта кругляка – это один из выходов из сложившейся ситуации.
Чиновники сравнили данные Минприроды по официальным заготовкам леса с данными таможни о вывозе древесины: оказалось, что из некоторых регионов вывезли в полтора, в два раза больше, чем официально там вырубили. Фото: PhilipYb Studio/Shutterstock
Поясню – у «черных лесорубов» нет возможностей на своих делянках должным образом обрабатывать лес. Более того, если экспортируется обработанный лес, то и принимается он по определённым жёстким государственным стандартам, которые сформулированы в каждой стране, куда этот экспорт идёт. Запрет экспорта кругляка делает весь их нелегальный бизнес невозможным. Но при этом никто не запретит им перейти в легальный статус и заняться не просто хищнической рубкой, а деревообработкой, зарабатывая на этом и для себя, и для страны.
На Дальнем Востоке много леса хорошего качества, удобное и недорогое плечо доставки к основным потребителям. Но пока там переработки нет, поскольку гнать кругляк вчёрную в Китай намного дешевле и проще. Запрет на экспорт этого вида продукции – это не просто толчок, а пинок для регионов ДФО, заставляющий их перейти от сырьевой продукции с низкой маржой к более дорогим продуктам переработки древесины. Фактически это ещё один шаг вперёд от сырьевой экономики к более технологичной.
К слову, наша древесина интересует далеко не только Китай, но и Европу. Так, решение Путина по лесу-кругляку уже было крайне негативно расценено в Финляндии. В частности, представитель Ассоциации лесной промышленности Финляндии Юха Палокангас в ответ на выступление российского президента заявил, что «это неприятное решение, которое создаёт большую неопределённость для производственной среды, что отражается на всех других видах деятельности». Настолько «неприятное», что в Финляндии после решения российского президента даже обвалились акции ряда компаний. К слову, в Финляндии своего леса в достатке, 76% страны – это лес. Но финны предпочитают свои массивы не рубить, а пользоваться чужими. При этом странно, что Финляндия не обратилась, как и любая «цивилизованная европейская страна», к Украине. Оттуда сейчас можно выкачивать вообще любые ресурсы. В общем, лес экспортируется у нас и на запад, и на восток, и, судя по всему, действительно с «имперским» размахом. Но, видимо, русский лес ближе и дешевле. Особенно, если он «чёрный».
И куда бы он ни вывозился, в Европу или в Азию, лесные пожары весьма тесно связаны с лесным браконьерством. Довольно часто «чёрные лесорубы» маскируют места незаконных вырубок, устраивая поджоги. Хотя ответственная сотрудница Минприроды, попросившая оставить её анонимной, в комментарии Царьграду отметила:
Запрет не окажет большого влияния на количество пожаров. Миф о том, что лесорубы-браконьеры скрывают поджогами вырубки, широко распространён, но фактических оснований под собой имеет мало. Конечно, отрасль в целом станет немного цивилизованнее, но для прорывного результата нужен комплекс мер.
Впрочем, в поручениях Путина, как отметила эксперт, имеются и настоящие «прорывные» моменты. Правда, по её мнению, совсем не в решении по кругляку: «Запрет на экспорт кругляка – только верхушка айсберга. Для благополучия российских лесов намного важнее, например, второй в постсоветской России цикл ГИЛ – государственной инвентаризации лесов. Он начнётся в следующем году, охватит все регионы страны и займёт 10 лет. Мы наконец-то корректно посчитаем, сколько и каких лесов у нас имеется, потому что на сегодня эти сведения очень неполны. Будет запущен электронный государственный лесной реестр лесов и единый реестр всех сделок с древесиной. Ожидается реформа системы лесоустройства, повышение эффективности учёта лесов. Мы очень ждём мер, которые позволят повысить эффективность восстановления лесов».
Грядёт «война народная», лесная, информационная?
Сфера лесного хозяйства и лесной промышленности в России на сегодняшний день, как было показано выше, весьма криминализирована. И прошедшее совещание показало, что президент в курсе этой ситуации. И понятно, что он не может не понимать, что данный криминал, в виде тех же незаконных вырубок, вредит не только экономике, но и экологии. Даже если согласиться с мнением о том, что «чёрные лесорубы» не устраивают лесной пал для маскировки своей деятельности, рубят они всё равно где угодно и что угодно, в том числе разрушая уникальные экосистемы. И оставляя после себя гниющую древесину и загаженную землю. Само по себе бесконтрольное уничтожение леса – это в перспективе большая беда. А учитывая российские лесные запасы, и возможная экологическая катастрофа. В отличие от камланий фанатов Греты Тунберг о глобальном потеплении – вполне реальная и, что называется, «легко достижимая».
Так что меры, направленные на мониторинг, на инвентаризацию леса и на осложнение жизни «чёрным лесорубам» – это несомненное благо. И здесь стоит предположить, что в ближайшем будущем мы будем узнавать о многочисленных скандалах, связанных с лесным «серым» и «чёрным» бизнесом, как это было с незаконными свалками и полигонами после того как Путин актуализировал тему «мусорной реформы». К тому же, учитывая масштабы проблемы, понятно, что и ряд чиновников и прочих «непростых граждан» принимает участие в этом нелегальном бизнесе. А потому «лесные войны», в том числе и информационные, попросту неизбежны.
Но в «мусорной» тематике скандалы стали следствием «вскрытия гнойников», состоящих из коррупции и нелегальных схем. С лесной отраслью, похоже, произойдёт нечто аналогичное. И это станет признаком оздоровления системы. О чём, кстати, заявил и учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев:
Это очень хорошо, что такое решение было принято. Надо было определяться с таким решением, ещё когда Навальный с «Кировлесом» баловал, когда расследование вели. Китайцы грузят, увозят тайгу эшелонами. Да, запоздалое решение, но хорошо, что хоть сейчас. Прекрасно, что наши собственные лесопилки, фанерные МДФовские комбинаты, наши собственные ЦБК появятся. Тем более, в таких глухих местах, где как раз эти самые лесозаготовки, они ведь не в Подмосковье находятся. Дан конкретный срок, год. На то, чтобы лесопилки и прочее поставить. У тех, у кого есть, соответственно, лесные участки, если они не хотят вылететь из бизнеса. Берите деньги и изо всех сил бросайтесь, стройте лесопилки, чтобы у вас хотя бы была доска. А что такое лесопилка? Это означает, что к той бригаде порубочной в лесу надо приплюсовать одновременно других людей, которые получат работу на лесопилке. Это добавленная стоимость, новые рабочие места. Для всех этих населённых пунктов, находящихся в этой сибирской зоне, где с работой не очень хорошо – нужное решение. Кто его принял – президент решил. Мог ли решить кто-нибудь, кроме президента? Нет. Так государство у нас устроено. Потому что тут бы сплелись одновременно полпредства, губернаторы, крупный бизнес, которые бы душили, давили на правительство, рассказывали, что это здесь вопрос национальной безопасности. Что здесь мы с китайцами дружим, они нам за это там что-то разрешили, мы им здесь разрешили, а вы все тут просто не в курсе.
Ведь у страны есть все технические, юридические и материальные возможности для осуществления такой программы. Дело было, как модно говорить, оправдывая, зачастую, собственное бездействие, лишь за политической волей. Но и она в итоге была проявлена непосредственно президентом страны. И теперь отговорок больше нет.
Автор:
Александр Чаусов
Нет Комментариев