12 марта 1943 года в результате Ржевско-Вяземской наступательной операции войсками Западного фронта был освобождён от фашистов старинный русский город Вязьма.

История Вязьмы и её окрестностей – одна из самых трагичных страниц Великой Отечественной войны. В 1941 году в ходе Вяземской оборонительной операции здесь в котёл попала миллионная группировка четырёх советских армий, состоящая из тридцати семи стрелковых дивизий, девяти танковых бригад и тридцати одного артиллерийского полка. В плен к немцам попало более 600 тыс. наших солдат и офицеров. Но за время боёв в окружении вокруг Москвы успели построить оборонительные рубежи и перебросить на защиту столицы сибирские дивизии. Жертвы были не напрасными. Фашистам так и не удалось взять Москву.

В Вязьме было организовано два концлагеря: для военнопленных и мирных жителей – Дулаг № 184 и Дулаг № 230. В Дулаге № 184 были замучены около 80 тыс. красноармейцев.

Город находился в немецкой оккупации 17 месяцев. Из 35 тыс. жителей Вязьмы к её освобождению выжило лишь 2 тысячи. Около 5 тыс. вяземцев были угнаны на работу в Германию. За исключением тех зданий, где расположились гитлеровцы, остальные дома были практически полностью уничтожены. К моменту освобождения города уцелело всего 51 здание. Фашисты уничтожили 6 больниц, 12 школ, электростанцию, костёл, женскую гимназию, церковь, хлебозавод, сожгли два моста и полностью вырубили два городских парка. Местные жители переселились в землянки и развалины.

Тем не менее даже в условиях оккупации в городе и его окрестностях действовали подпольщики и партизанские отряды. Старожилы вспоминают подвиг двух девушек – 22-летней  учительницы Александры Барановой и её ученицы Ани Горюновой. Девушки переписывали тексты советских песен и во время комендантского часа, рискуя жизнью, расклеивали их по городу. Аня вела дневник, в котором описывала зверства фашистов. Вот строки из него: «На Фроловском кладбище расстреляно три тысячи человек: мужчины, женщины, дети. Еще больше тел свалено во рвы за станцией Вязьма – Новоторжская. Перед расстрелом людям выкручивают руки, выкалывают глаза. Ужасно…»

Анну Горюнову гестаповцы арестовали и расстреляли первой, а 16 февраля 1943 года фашисты ворвались в дом Барановых. В шкатулке они нашли вырезки из советских газет и тексты песен. Сутки они измывались над Шурой Барановой, а когда её вели на расстрел, девушка запела: «Броня крепка, и танки наши быстры, и наши люди мужества полны…Спешите к нам, советские танкисты, своей любимой Родины сыны!» Шура не дожила до освобождения меньше месяца – её расстреляли 17 февраля 1943 года на Фроловском кладбище.

Могила Александры Барановой

Могила Александры Барановой

В 1942 году была сделана первая попытка освободить Вязьму, но закончилась она неудачно. Город был центром Ржевского-Вяземского плацдарма, здесь размещались  корпусные и армейский штабы германской армии и немцы удерживали его в надежде опять перейти в наступление на Москву. Здесь была сосредоточена крупная группировка армии «Центр». Подступы к Вязьме были укреплены дотами, блиндажами, многочисленными огневыми позициями, минными полями. Один из рубежей  немецкой обороны проходил по реке Вязьма. В планшете у убитого немецкого офицера Эрнста Гребнера был найден приказ: «На реке Вязьма оказать решительное сопротивление, для чего каждой пулемётной роте придать 4 противотанковых орудия, 2 крупнокалиберных пулемёта и миномётную батарею». Сам город был также заминирован, а оставшиеся здания превращены в укреплённые пункты, оборудованные орудиями и крупнокалиберными пулемётами. Несмотря на яростное сопротивление, наши войска форсировали реку и в полночь 12 марта приступили к штурму Вязьмы. В 4 часа 15 минут, бойцы полковников Яблокова и Петерса ворвались в город и захватили окраины, а майор Рыжак водрузил на одном из уцелевших домов красный флаг. Во время взятия города было уничтожено более 9 тысяч гитлеровцев.

Разрушенная фашистами Вязьма

Разрушенная фашистами Вязьма

Вошедший в город военкор Константин Симонов писал: «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города… Все завалено обломками, что даже трудно понять, как и где шли раньше улицы…»

Фотокорреспондент Б. Цейтлин, кинооператор Р. Кармен и писатель К. Симонов на улице освобожденной Вязьмы. 1943 год.

Фотокорреспондент Б. Цейтлин, кинооператор Р. Кармен и писатель К. Симонов на улице освобожденной Вязьмы. 1943 год.

Главным итогом Ржевско-Вяземской операции и освобождения Вязьмы стала ликвидация немецкого плацдарма, разгром группы армий «Центр» и ликвидация угрозы нового наступления на Москву. Фронт отодвинулся от советской столицы на 130-160 км, а его протяжённость сократилась на 350 км.

Первые строители, восстанавливавшие Вязьму

Первые строители, восстанавливавшие Вязьму

Восстановление разрушенного города началось сразу после его освобождения. В 1943 году в Вязьме открыли фабрично-заводское училище, где готовили штукатуров, маляров, каменщиков, столяров. Так как практически все мужчины были на фронте, первыми строителями стали женщины и подростки.

В 1945 году Вязьма вошла в список 15 старейших русских городов, которые подлежали первоочередному восстановлению. А в 2009 году «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Вязьме было присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Заглавное фото: освободители Вязьмы

Источник