19 (9 по ст. ст.) октября 1596 года была заключена Брестская церковная уния. На территории Речи Посполитой ряд епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата признал над собой власть папы римского. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года, а утверждён 19 (9) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. Состоявшийся в то же время в Бресте Собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал отступников анафеме.
Уния привела к долгой и кровавой борьбе. Ликвидация унии началась в конце XVIII века. После разделов Речи Посполитой в состав Российской империи возвратились земли, в удельный период оказавшиеся в составе Польши и Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского и иных. В феврале 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью было воссоединено более 1600 волынских и белорусских приходов с населением до 1,6 млн. человек. 11 мая 1875 года в православие было возвращено 236 приходов с населением до 234 тыс. на Холмщине. В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской грекокатолической церкви на территории СССР Брестская уния была упразднена. Деятельность УГКЦ возобновилась в 1990 году. Подтвердилось то, что уже было в истории – униаты продвигались на Восток только в период горя и войн. В собственность УГКЦ были переданы бывшие униатские храмы, отданные православным после Львовского собора 1946 года. Многие храмы униаты возвращали силой, но власти УССР и СССР на это закрывали глаза. Современный автор отмечал: «Оказалось, что облик украинского униатства после победы над нацизмом никак не изменился. Униатство так и не сумело пройти через процесс катарсиса, внутреннего морального очищения, отряхнуть с себя преступное наследие дивизии СС «Галичина» и ОУН-УПА. УГКЦ не только не собиралась каяться в поддержке украинского коллаборационизма, но приступила к энергичной экспансии на восток, в преимущественно русскоязычные регионы Украины. После «оранжевой революции» в 2005 г. резиденция первоиерарха УГКЦ переехала из Львова в Киев, хотя почти 100% всей паствы УГКЦ проживало не на востоке, а на западе Украины». …«Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии», – предупреждал преподобный Лаврентий Черниговский. Вот слова, сказанные им в середине прошлого века: «Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, её единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная – Русская».
![«Проповедь Скарги», Ян Матейко, 1864 г Придворный проповедник короля Речи Посполитой Сигизмунда III Пётр Скарга был одним из инициаторов заключения Брестской унии.](https://1rodina.ru/sites/default/files/inline-images/Kalendar%20-%2019%20%20FOTO%201_0.jpg)
С 19 (9 по ст. ст.) октября 1620 года по март 1631 года Киевскую митрополию возглавлял Иов (Иван Матфеевич Борецкий) (1560-1631). По происхождению из мелкой шляхты, родился в с. Борче Подкарпатского воеводства Польши (ныне село Бирче Львовской области), считал себя воспитанником Львовского братства. После основания Киевского братства и школы при нём (1615) стал её ректором. Монашеский постриг с именем Иов принял в Киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре (1619), братия выбрала его игуменом. В октябре 1620 года был поставлен Киевским митрополитом Иерусалимским патриархом Феофаном IV по благословению Константинопольской патриархии. В конце 1620 – начале 1621 года были поставлены православные епископы и в другие епархии Киевской митрополии. В августе 1624 года Иов обратился с посланием к царю Михаилу Фёдоровичу. Описывая тяжёлое положение и мирян, подвергавшихся насилию со стороны униатов, и епископов, скрывавшихся в Киеве под защитой казацкого войска, Иов просил царя помочь «российского ти племени единоутробным людем» как «щедротами», так и «промыслом о свободе». Царь Михаил Фёдорович и патриарх Московский и всея Руси Филарет помощь оказали.
![Митрополит Киевский Иов](https://1rodina.ru/sites/default/files/inline-images/Kalendar%20-%2019%20%20FOTO%202.jpg)
19 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О введении осадного положения с 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах».
19 октября 1962 года в Донецке родился Дмитрий Владимирович Корнилов (1962-2002) – политолог, историк, журналист и общественный деятель, один из первых противников украинского национализма. Его брат, Владимир, возглавлял Украинский филиал Института стран СНГ, ныне – обозреватель МИА «Россия сегодня». В 1989 году Дмитрий стал соорганизатором Интерфронта Донбасса (с 1990 года – Интернационального движения Донбасса), возглавлял его как сопредседатель и председатель до 1995 года. С 1994 года работал обозревателем в газете «Донецкий Кряж», автор ряда работ о Донецко-Криворожской республике, о генезисе украинского национализма, о фальсификациях «голодомора».
19 октября 1956 года была подписана советско-японская декларация о достижении соглашения о прекращении состояния войны между СССР и Японией, о восстановлении дипломатических и консульских отношений.
![Подписание советско-японской декларации о достижении соглашения о прекращении состояния войны между СССР и Японией](https://1rodina.ru/sites/default/files/inline-images/Kalendar%20-%2019%20%20FOTO%203.jpg)
Нет Комментариев