На Украине наметился поворот к смягчению насильственной украинизации. Сразу три публичных персоны признались в своей любви к русскому языку и заявили, что нельзя заставлять людей силой переходить на «державну мову».

Причем, все эти заявления прозвучали в один день, барабанной дробью ударив по украинским кастрюлям на голове. И то дело: почти 10 лет издеваться над русскоязычными жителями Украины, доказывая их ущербность, зачищать библиотеки от русских книг, штрафовать за прослушивание российской музыки, и вдруг — разворот на 180 градусов.

Первым нанес удар по украинской языковой политике экс-премьер Великобритании Борис Джонсон. Прямо в интервью телеканалу «Рада» он заявил, что «Я до сих пор русофил. Я до сих пор восхищаюсь языком, культурой, российской цивилизацией. Только дурак не будет восхищаться». И даже выразил сожаление тем, что на Украине происходит сейчас с ограничениями в области русского языка и культуры.

И что после этого делать с улицами и парками, названными в честь «Бори Джонсонюка»? А с памятниками Пушкину и Достоевскому, которые снесли деколонизаторы?

Дальше – больше. В издании «Украинская правда»вышла большая статья советского диссидента, cоздателя Украинской Хельсинской группы, вице-ректора католического университета во Львове Мирослава Мариновича с многозначительным названием «Рва с крокодилами между Украиной и Россией не будет». «Моральный ориентир» нации заявил, что украинский язык не является признаком патриотизма, а для перехода на украинский язык необходимо добровольное желание жителя Украины. Он также сравнил навязывание «мовы» с методами советского концлагеря, где его, диссидента, заставляли на свиданиях с матерью говорить на русском…

«Любовь к земле это большая часть любви к Ураине. Но главное – это любовь к людям. И не только к тем, кто нам нравится, но и любовь к тем, кто нам не нравится сегодня. Мы должны понять их боль и через взаимное признание этой боли выйти на взаимное уважение русскоязычных. На тычиновское «ощущение единой семьи». Вот здесь я бы искал патриотизм», – подчеркнул правозащитник.

После таких слов наверняка где-то заплакал языковый омбудсмен Креминь…

Но при этом никто из шпрехенфюреров, устраивавших языковые скандалы в Харькове или Одессе, не посмел возмутиться подобными высказываниями и не вызвал СБУ к нарушителям языкового закона, не говоря уж о требовании внести Джонсона или Мариновича на сайт «Миротворец». Такое можно проделывать с журналистами, охранниками, продавцами, уличными музыкантами, но никак уж не с «белыми господами», вещающими от имени Британии или США.

А под вечер еще раздуплился и Виталий Ким – губернатор Николаевской области. Выступая перед студентами Киевского государственного университета, чиновник задвинул им, что русский язык не влияет на уровень любви к Украине.

Он призвал не принуждать русскоговорящих граждан переходить на государственный язык. «Ведь когда ты тому же человеку говоришь: «Говори по-украински, я тебя заставляю, ты должен», то это отталкивает», – ошарашил кандидат в президенты.

«Если я буду разговаривать на русском, я меньше патриотом от этого не стану», – повторил мессиджи Джонсона и Мариновича украинский губернатор.

Что касается продвижения российской музыки в соцсетях, то глава ОГА считает – не стоит заставлять украинцев отказаться от этого, если они не хотят. Ким предложил «оригинальное» решение проблемы: производить более интересный украинский контент и тогда украинцы будут петь и плясать под Дзиндзьо и Вакарчука.

И заметим, никакая Фарион не набросилась на николаевского губернатора, а языковый омбудсмен не выписал ему штраф за нарушение языкового законодательства. C чего бы такая лояльность и понимание? Ведь всего за день в Украине случилось три мовных каминг-аута – в исполнении Джонсона, Мариновича и Кима.

Похоже, поворот в сторону «взаимопонимания» с русскоязычными гражданами Украины связан с поворотом к выборам: в ОП признали, что их придется провести 31 марта 2024 года. Но на Украине ни одни выборы не выигрываются без поддержки русскоязычных украинцев, которых в стране большинство и никакие попытки «балакать» на суржике этого не скроют. Поэтому западные кураторы «единой краины» и начали выставлять языковые маячки, заговорив о величии русской культуры и недопустимости насильственной украинизации. Русским жителям Украины опять готовят «обманку», которой все политики пользовались еще со времен Кучмы, обещая двуязычие и равенство права русскоязычных и украиноговорящих жителей страны. Так что сейчас Ирину Фарион и Ларису Ницой засунут подальше, а в СМИ и на телевидении все больше будет появляться политиков, культурологов и прочих «светочей», которые станут внушать жителям очень «единой краины» о том, что любить Украину можно даже читая Пушкина и слушая Лепса. В школах откроют русские классы, в библиотеки снова завезут книги на русском – и все это для того, чтобы добиться лояльности русскоязычного электората, который за скудные языковые «плюшки» поможет выбрать тех, кто нужен Западу во главе Украины. Например,для того, чтобы подписать перемирие с РФ…

Светлана Манекина