В не таком далёком 2010 году Россия и Украина подписали так называемые Харьковские соглашения, регламентирующие сроки и условия пребывания Черноморского флота в Крыму

Договор был рассчитан на 25 лет с возможностью последующей пролонгации на пятилетние периоды при обоюдном согласии сторон. Документ был заверен подписями: с российской стороны — президента Дмитрия Медведева, с украинской — его коллеги Виктора Януковича.

Понятно, что соглашение потеряло свою силу после возвращения полуострова в состав России и было Москвой денонсировано. Черноморский флот находится на территории Крыма уже не на правах арендатора, а на постоянной основе, и его задача — обеспечивать защиту рубежей родины в Черноморском бассейне. Этот поезд давно и безвозвратно ушёл для Украины, однако в Киеве есть люди, которые с этим не готовы согласиться. Они считают, что Харьковские соглашения ещё могут пригодиться для международных судов и арбитражей.

Представитель украинского МИД Олег Николенко заявил, что его ведомство выступает против денонсации Киевом Харьковских соглашений.

«Наши аргументы таковы: соглашение фиксирует временный характер базирования ЧФ, оставляет в силе обязательство России не иметь в его составе ядерного оружия, устанавливает общую численность личного состава, кораблей, вооружений и определяет места временной дислокации, обязывает военные формирования флота уважать суверенитет и законодательство Украины. Нарушение положений соглашения предоставляет нам дополнительные аргументы при возможном рассмотрении в международных судах вопросов привлечения России к ответственности и компенсации убытков за оккупацию Крыма», — цитируют Николенко украинские медиа.

Удивительное дело: жители Крыма проголосовали на референдуме за вхождение полуострова в состав России. Они предельно ясно высказались за разрыв с Украиной. Если с тобой не желают по каким-либо причинам иметь отношений, то на бытовом уровне нет другого решения, кроме как смириться с этим. Насильно мил не будешь. Однако Украина продолжает рассчитывать на некие судебные вердикты, подтверждающие, что Крым — это украинская территория. По словам Владимира Путина, крымская тема закрыта раз и навсегда. Мнение Запада по этому поводу (а оно не изменится) Москву не сильно беспокоит. Крым останется российским в силу того, что его жители ясно выразили свою волю на сей счёт.

Международные суды — вещь хорошая, однако это лишь незначительная часть мотивационной базы украинских политиков.

Намного более существенными кажутся нескончаемые попытки Украины поддерживать на Западе представление о себе как о жертве внешней агрессии. Может быть, виктимность уже не так хорошо раскупаемый товар, как семь лет назад, тем не менее продавцы находятся и сегодня. «Оккупация» Крыма, помощь Донбассу остаются основой санкционной политики в отношении России. 24 марта Владимир Зеленский утвердил решение СНБО Украины о стратегии по «возвращению» Крыма. Документ включает комплекс мер дипломатического, военного, экономического, информационного, гуманитарного и иного характера, которые направлены на восстановление «территориальной целостности» Украины.

По большому счёту практического смысла в этом решении нет. У Украины отсутствуют средства, чтобы вернуть полуостров. Очень похоже на то, что все разговоры вокруг Крыма несут терапевтическую функцию. Мучительные фантомные боли из-за утраты территорий можно приглушить бессмысленными решениями и отказом признавать денонсацию Харьковских соглашений. Если на бумаге очертить неосуществимую перспективу возвращения полуострова, может показаться, что она действительно возможна. Собственно, киевские фантазёры давно создали для себя параллельную реальность, в которой они в состоянии решить любой вопрос: поднять экономику, одолеть вымышленных врагов, справиться с пандемией коронавируса. В умении плести бессмысленные байки на постсоветском пространстве у украинской власти конкурентов нет.+

Андрей Бабицкий, RT