Коллаж Царьграда
Обладающие ядерным оружием Индия и Пакистан движутся к военному столкновению, в котором объявят себя победителями, но большая война вряд ли случится. Рост напряжённости на южноазиатском субконтиненте вызван крупнейшим в Кашмире в XXI веке по числу жертв терактом против мирных граждан. Его организовала исламистская группировка, базирующаяся в Пакистане. Террористы хладнокровно убили приехавших насладиться кашмирскими красотами 26 туристов, среди которых были и иностранцы. Лидеры стран мира, включая Россию и США, осудили теракт, выразив соболезнования. Что дальше?
В индийских газетах уже опубликованы фотороботы преступников. За их головы назначена награда. Силы безопасности проводят масштабную операцию по поимке террористов, но пока безуспешно. Индия – снова бурлит от негодования. Пакистан её архивраг. Для индийцев – это взлелеянное пропагандой экзистенциальное зло (и соответственно наоборот). А тут такое.
Демонстранты в Сринагаре, летней столице индийского Кашмира, протестуют против того, что власти прошляпили теракт в Пахалгаме. Видео: Ruptly
Да ещё где – в Кашмире, в этом «яблоке раздора» между соседними странами. Кашмир – это единственный регион в преимущественно индусской Индии, где большинство населения мусульмане.
Нью-Дели ликвидировал в 2019 году штат Джамму и Кашмир, имевший ряд привилегий, плодивших коррупцию, дискриминацию неместного населения и мешавших его развитию, разделив проблемный штат на две союзные территории, которые управляются из центра.
С 1947 года Индия и Пакистан вели три больших и ещё две малых войны, все из которых в той или иной степени проходили на территории Кашмира.
Моди: достанем и на краю Земли
Премьер-министр Индии Нарендра Моди, выступая на массовом митинге, заявил «всему миру», что «Индия выявит, выследит и накажет каждого террориста и его покровителей таким образом, что они даже не могут себе этого представить», будет «преследовать их до конца Земли». Он объявил, что «дух Индии никогда не будет сломлен терроризмом» и наказание террористов будет «значительным и суровым».
Индия выявит, выследит и накажет каждого террориста и его покровителей, заявил премьер-министр Нарендра Моди. Скриншот: Reuters
Главная оппозиционная партия «Индийский национальный конгресс» призвала власти обеспечить быстрое отправление правосудия, подтвердила поддержку силовых структур и усилий правительства по борьбе с терроризмом, призвала к международному давлению на Пакистан с целью прекращения поддержки террористической деятельности, направленной против Индии.
На пути к столкновению
Одними словами и жестами дело, конечно, не обойдётся. Индия закрывает границу с Пакистаном, приостанавливает действие Договора о водах Инда от 1960 года, отзывает своих дипломатов из посольства в Исламабаде, сокращая штат наполовину. Сотрудникам посольства Пакистана в Нью-Дели дана неделя, чтобы покинуть территорию страны. Это касается всех аккредитованных в Индии военных атташе Пакистана и примерно половины гражданских дипломатов.
Индия запретила въезд пакистанским гражданам и дала 48 часов для находящихся в стране пакистанцев с полученными по облегчённой процедуре визами СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии), чтобы покинуть территорию республики. Пакистан приводит войска в полную боевую готовность для отражения любых действий со стороны Индии.
В прошлом подобные случаи приводили к ударам с воздуха и артиллерийским обстрелам лагерей кашмирских террористов на пакистанской части Кашмира, ответным обстрелам и воздушным боям. Не исключается пограничная война, хотя она никому – и особенно Индии – не нужна.
Индийские власти усиливают охрану западного побережья страны, чтобы не допустить повторения нападения с моря пакистанских террористов на деловую столицу Индии – Мумбаи в ноябре 2008 года, приведшего к гибели 175 человек и колоссальным финансовым потерям.
Атаку на Мумбаи в 2008 году индийская пресса сравнивала с терактом 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Скриншот: Indtimes.com
Закрывается ключевой контрольно-пропускной пункт Атари на границе с Пакистаном. Объявлено, что обратно можно вернуться через него до 1 мая 2025 года, что позволяет судить о сроках, когда Индия приступит к отмщению. Режим повышенной готовности объявлен в столичном округе Дели (включает Нью-Дели). Пакистан приостанавливает действие всех двусторонних соглашений с Индией, включая договор по итогам третьей индо-пакистанской войны. Для Индии закрыто воздушное пространство страны. И это далеко не все меры, принимаемые Индией и Пакистаном в создавшейся ситуации. Напряжённость нарастает, в ближайшие дни наступит кризис.
Его сделала неизбежным крайне сдержанная реакция на зверское преступление МИД Пакистана, не упустившего при этом ещё возможность «лягнуть» Индию: Исламабад, оказывается, всего лишь «обеспокоен» и выражает соболезнования близким погибших на… «незаконно оккупированной» Индией территории Кашмира.
Ну вроде как полные праведного гнева борцы с «оккупацией» немного погорячились.
Кто совершил преступление?
Понятно, что любое мероприятие, требующее подготовки, преследует определённые цели и имеет исполнителей, заказчиков, бенефициаров.
Насчёт исполнителей всё более-менее ясно. Это боевики Фронта сопротивления – диверсионного крыла базирующейся в Пакистане – и даже запрещённой в России! – радикальной террористической группировки «Лашкар-э-Тайба»*. Об этом сообщили газете The Times of India источники в индийской разведке.
Первый замглавы МИД Индии Викрам Мисри подтвердил на брифинге: «В ходе заседания совета кабинета министров по безопасности выявлены трансграничные связи этого теракта».
Мисри подчеркнул, что «исполнители этого нападения и их спонсоры будут привлечены к ответственности», и что «Индия будет неустанно преследовать тех, кто совершил террористические акты».
Индия объявила о серии ответных мер и намекнула на возможность дальнейших действий в ответ на поддержку Пакистаном терроризма на территории Индии. Скриншот: New York Times
Зачем это сделали и кто? Региональные расклады: бандитская вольница и Исламабад
Тот же Мисри обратил внимание, что нападение террористов произошло после успешного проведения выборов на союзной территории и на фоне её ускоренного экономического развития.
Это, безусловно, так. Поставить этому как можно больше преград хотят и внутренние противники Индии (в Кашмире есть пропакистанский сепаратизм на религиозной почве), и внешние. Для них – чем хуже, тем лучше. Своё процветание они с Индией не связывают. Чем больше терактов и сильнее резонанс, тем меньше будет в регион инвестиций, тем сложнее там будет жизнь и, соответственно, слабее власть Индии. Это, безусловно, мотив, и это во-первых.
Во-вторых, террористы просто не могут обойтись без терактов. Они для них и существуют. Чем громче «слава», тем больший приток новых членов, тем выше «престиж». И это также способ обеспечить для себе финансирование – «работа» налицо – и «срубить» очень большие деньги, если оказать заказчикам важные услуги.
Пакистан весьма специфическая страна – это фактически несколько государств – одно в другом (особенно стоит отметить держащиеся особняком от гражданских властей армию и спецслужбы). Это также разномастные провинции, где встречаются сепаратистские настроения, и очень слабо управляемые из центра периферийные районы – на северо-западе, рядом с Афганистаном, и в пакистанской части Кашмира (после раздела Британской Индии в 1947 году Пакистан сразу же захватил примерно половину этого региона), где реальная власть принадлежит местным элитам, племенным вождям и тем же террористическим бандам, которые часто делают что хотят.
Им очень не нравится, что Индия «оккупирует» остальную часть Кашмира, интегрирует её в своё государство. Поэтому теракт мог быть совершён и по местному почину. Это, собственно, и есть первый подозреваемый – региональная бандитская вольница, вдохновляемая исламизмом.
Но заказчиками теракта могли быть и внешние силы. Вторым подозреваемым является Исламабад. И вот почему. Пакистан по причине соперничества различных провинциальных кланов за власть находится в преддверии гражданской войны. И лучший способ её избежать – консолидировать страну против внешнего врага. Исламабад мог ставить также цель не допустить сближения Индии с другими мусульманскими странами. Теракт в Кашмире произошёл, когда Моди находился с визитом в Саудовской Аравии, который ему пришлось прервать.
Варианты с внешнего контура: Китай, США, Британия
Ближайший союзник Исламабада на антииндийской основе – Китай. Поэтому нельзя исключать, что теракт ставил целью… предостеречь Индию, которую активно обрабатывают США в антикитайских целях. Бойня в Кашмире, может быть, и неслучайно совпала с визитом в Индию вице-президента США Джей Ди Вэнса, который прибыл туда с семьёй (его жена – индианка). Вэнс встретился с Моди, поездил по стране. Выступая перед политиками и бизнесменами в Джайпуре, он заявил: «XXI век будет определяться взаимоотношениями США и Индии».
Не стоит обманываться довольным видом Вэнса в ходе турне по Индии – политика администрации Трампа наносит большой вред индийцам, пишет The Washington Post. Скриншот страницы сайта издания
Цель теракта в Кашмире могла быть в том, чтобы показать Индии: Нью-Дели придётся платить за близость с США серьёзную цену, потому что американцам Индия во многом нужна для того, чтобы вредить Китаю. А этим не следует заниматься.
Есть между Китаем и Индией также серьёзные противоречия и во внешней экспансии: они являются прямыми конкурентами друг друга, особенно в Африке и Океании. При том что китайцам есть больше чего предложить и у них больше денег, им сложнее индийцев там действовать в культурном отношении, если они не опираются на этнических китайцев. Тамошних партнёров Пекина иногда расстраивает необходимость строгой отчётности, дисциплины и требования Китая самому управлять построенными им хозяйственными объектами. Гибкая и терпимая к местным слабостям индийская модель сотрудничества им более понятна. А с учётом намерения США заняться искоренением влияния Китая в мире – может показаться вскоре и более предпочтительной.
Другим заказчиком теракта могли быть США, которые любят использовать террористов в геополитических комбинациях. Тут может быть попытка сыграть на тесных союзнических отношениях между Пакистаном и Китаем, с которыми у американцев – особенно с последним – напряжённые отношения, которые будут лишь ухудшаться. США мечтают окружить Китай недружественными странами и очень, повторим, рассчитывают в этом плане на Индию.
А тут у США возникли проблемы. Администрация Трампа ввела тарифы не только против китайского экспорта, но и индийского. Последние, конечно, намного меньше, но всё же, как пишет газета The Washington Post, это толкает Индию развивать торговлю с Китаем.
Но главное даже не это. Как справедливо считает руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов, Китаю неприятно обострение отношений Пакистана с Индией, с которой у него наметилось определённое урегулирование отношений. После саммита БРИКС в Казани китайцы договорились с индийцами о разводе войск на спорном участке границы, у них начинается очередной раунд переговоров по границе. На конфликт между Пакистаном и Индией КНР придётся реагировать, и это, конечно, ухудшит индийско-китайские отношения.
Нельзя полностью исключать и подрывной деятельности Британии – бывшей колониальной хозяйки Индостана, ответственной за появление многих проблем в регионе и имеющей очень тёплые отношения с исламистскими террористическими группировками.
Лондон и его союзники ведут жёсткую борьбу с правительством Моди по двум причинам. Во-первых, потому что считают его слишком суверенным и независимым, отвергающим глобализацию западного типа (при глубочайшем проникновении индийцев в западные экономические, финансовые, а с некоторых пор и политические структуры). Во-вторых, Индия при Моди не хочет участвовать в современном британском глобалистском проекте – Global Britain, видя в нём новое издание колониализма, натерпевшись от старого, незабытого прошлого.
Неудачная пограничная война, дестабилизация экономики Индии, недовольство населения – всё это может подорвать позиции Моди, привести к досрочной смене власти в Индии – на более приемлемый для Лондона вариант.
Что с того?
С учётом анализа всех этих факторов можно предположить, как поведёт себя пострадавшая сторона – Индия. Ей надо и придётся ответить, иначе кашмирские террористы повадятся совершать такого рода преступления. Но ответить так, чтобы не переборщить, не вызвать большую войну, которая Индии совершенно не нужна.
Россия может сыграть во всей этой полудетективной истории очень позитивную роль. У Индии с давних пор, а у Пакистана с недавних – хорошие отношения с Россией. Особенно у Индии. В 1966 году Москва помирила Нью-Дели и Исламабад, остановивших после этого одну из своих «больших» войн. Этот опыт можно повторить.
* «Лашкар-э-Тайба» – признана в России террористической организацией и запрещена.
Нет Комментариев