Южная Корея является одним из мировых лидеров в судостроительной отрасли. Хотя в основном это гражданские суда, ее верфи все более агрессивно выходят как на внутренний, так и на внешние рынки боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМФ и правоохранительных органов, в том числе и подводных лодок. Благодаря этому по количеству боевых кораблей ВМФ Южной Кореи заметно превосходит даже российский ТОФ.
История строительства ПЛ начиналась с трех «малюток» (тип Dolgorae) подводным водоизмещением 175 т, построенных на верфи Hanjin и вошедших в состав ВМФ Республики Корея в 1985-1991 гг. Электронное и торпедное вооружение (два 406-мм торпедных аппарата без запасных торпед) были иностранного производства. В 2003-2016 все эти лодки были списаны.


ПЛ типа Dolgorae
За ними последовали минисубмарины итальянского проекта подводным водоизмещением 83 т (1988-1992 гг.). Головная лодка была построена в Италии, а остальные восемь на отечественных верфях. ПЛ имели скорость 8,5/6,0 узлов (надводная/подводная), дальность плавания 1600/60 миль. Вооружение состояло из двух 533-мм ТА, 6-8 мин.
В 1986 году начались переговоры о строительстве «настоящих» субмарин с западногерманскими фирмами, имевшими общепризнанный опыт строительства подводных лодок. Через два года было подписано соглашение с Howaldswerke-Deutsche Werft на постройку трех лодок типа 209/1200. Согласно контракту, головная ПЛ строилась в ФРГ, а две остальные собирались корейской фирмой Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) из поставленных немцами частей. Во флоте Республики Корея этот тип получил обозначение KSS-I. Всего же предполагалось построить 12 единиц в трех траншах. При этом степень участия южнокорейских фирм в их постройке при содействии немецких специалистов предполагалось постепенно повышать.
В 1993-1995 гг. первые три 209/1200 вошли в состав флота. Автору статьи удалось наблюдать головную лодку «Chang Bogo» в Киле во время ходовых испытаний на расстоянии вытянутой руки. Восхитила ее зализанная гидродинамически форма корпуса с абсолютно гладкой поверхностью. Лодка весьма напоминала крупного дельфина.

ПЛ типа 209/1200 (KSS-I)
Последняя, девятая по счету, лодка этого типа вошла в строй в 2001 году, при этом уровень локализации существенно повысился. Однако корейцев этот проект, родом еще с 1970-х годов, устраивать перестал.
На этот раз внимание корейцев обратилось на новейший немецкий проект 214, и в 2000 году был заключен контракт все с той же Howaldswerke-Deutsche Werft на строительство четырех лодок, получивших в Корее наименование тип KSS-II. Существенным отличием от 209/1200 стало наличие воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) на основе топливных элементов. Строительство велось корейскими фирмами Hyundai и Daewoo, при этом в немецкий проект был внесен ряд существенных изменений. Торпедное и большая часть электронного вооружения были уже южнокорейской разработки и производства. В 2007–2020 гг. было построено девять подводных лодок данного типа.

ПЛ типа 214 (KSS-II)
Приобретенный опыт позволил южнокорейским фирмам в 2007 году приступить к самостоятельному проектированию и строительству субмарин. Разработка проекта велась совместно компаниями Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Hyundai Heavy Industries при участии британских фирм BMT и Babcock International. Заказ на первые две лодки был заключен в декабре 2012 года. Этот тип получил наименование KSS-III Batch 1 (также Dosan Ahn Changho или DSME-3000). В 2016 году по несколько модернизированному проекту была заказана третья ПЛ. Стоимость головной лодки составила 1,166 млрд долларов.

Общее расположение ПЛ типа KSS-III Batch 1

«An Mu» of the KSS-III batch 1 type
«Shin Chae-Ho» type KSS-III batch 1
По своему водоизмещению эти лодки уступают только российским дизельным субмаринам. Форма их корпуса (полуторокорпусная) является аналогичной немецкому проекту 214. Прочный корпус выполнен из стали HY-100, что позволило увеличить глубину погружения до около 500 м. Легкий корпус изготовлен в основном из стекло- и углепластика.
Большое внимание уделено снижению физических полей кораблей. Для снижения акустического поля корпус покрыт анехоническими плитками, каждая из которых имеет размеры 300 х 300 х 70 мм и весит 10 кг, механизмы и оборудование установлены на амортизаторах.
Лодки имеют главные размерения 83,5 х 9,6 х 7,6 м, надводное водоизмещение 3358 т, подводное — 3750 т. Силовая установка состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с дизелями MTU 16V 396E 84L и генераторами постоянного тока фирмы HD Hyundai Heavy Industries, гребного электродвигателя на постоянных магнитах производства HD Hyundai Heavy Industries, работающего на семилопастном гребном винте, а также четырех модулей ВНЭУ типа PH1 PEM мощностью по 150 кВт с водородными топливными элементами, которые позволяют лодке двигаться под водой 20 суток без всплытия в надводное положение или под РДП. ВНЭУ разработана и производится южнокорейской фирмой Bumhan Industries.
Надводная скорость составляет 12 узлов, подводная — до 20, при использовании ВНЭУ — 6–8 узлов. Дальность плавания при экономической скорости достигает 10 000 миль, автономность — 50 суток. Экипаж состоит из 35 человек, возможно размещение еще 15 человек (спецназ и т. п.).
KSS-III оснащены современными комплексами торпедного, минного и ракетного оружия, а также радиоэлектронного вооружения, в значительной степени южнокорейской разработки.
Шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов позволяют вести стрельбу торпедами K761 Tiger Shark или K731 White Shark производства корейской фирмы LIG Nex1, а также крылатыми ракетами UGM-84 Harpoon или SSM-700K Haeseong III. Последняя разработана LIG Nex1, дальность стрельбы достигает 1500 км, КВО составляет 1-3 м.

Торпеда K731 White Shark
Лодки этого типа также оснащены шестью вертикальными пусковыми установками (Korean vertical launching system — K-VLS или KVLS) фирмы Doosan для стрельбы баллистическими ракетами Hyunmoo-4-4 (дальность стрельбы до 800 км, вариант ракеты наземного базирования Hyunmoo-2B) или крылатыми ракетами семейства Hyunmoo-3 (дальность от 500 до 3000 км, вес боеголовки 500 кг). Исходя из видимых размеров, можно предположить, что в ячейке УВП будут размещаться от двух до четырех крылатых ракет типа Hyunmoo-3 или одна баллистическая ракета типа Hyunmoo-4-4.

Схема Korean vertical launching system — К-VLS
Гидроакустические системы (за исключением активной системы миноискания и предупреждения о различного рода препятствиях фирмы Thales) разработаны и изготовлены LIG Nex1 и состоят из семи активных и пассивных сонаров, в состав которых входят: носовая цилиндрическая антенна, обслуживающая тракт шумопеленгования и гидролокации, четыре бортовые протяженные шумопеленгаторные антенны по две штуки на борт, протяженная буксируемая антенна с размещенными внутри нее гидрофонами, которые обеспечивают работу тракта пассивного обнаружения относительно низкочастотных сигналов, расположенная на ограждении рубки антенна обнаружения гидроакустического облучения. Кроме того, имеется система замера собственных шумов.
Вместо традиционных оптических перископов установлены непроникающие в прочный корпус выдвижные электронно-оптические мачты французской компании Safran типа Safran Series 30 AOM (англ. Attack Optronic Mast) — аналог командирского перископа и Safran Series 30 SOM (англ. Search Optronic Mast) — аналог вахтенного перископа.
Эти электронно-оптические (или оптронные) мачты включают тепловизор высокого разрешения, телекамеру высокого разрешения, телекамеру для низких уровней освещенности и безопасный для глаз лазерный дальномер. Мачта может принять антенну GPS, антенну радиоэлектронного обеспечения раннего предупреждения, радиопеленгаторную антенну радиоэлектронного обеспечения и антенну связи. Среди рабочих режимов системы имеется режим быстрого кругового обзора, при этом одновременно доступны все каналы.

Мачта Safran Series 30 AOM

Мачта Safran Series 30 SOM
Испанская фирма INDRA поставила для KSS-III системы радиоэлектронной борьбы PEGASO RESM (Radar Electronic Support Measurement). Эта система позволяет обнаруживать и анализировать излучение радиолокационных станций.

Элементы системы PEGASO RESM
Для наблюдения за надводной обстановкой служит радар SPHINX-D производства компании Thales Deutschland Kiel.

ПЛ типа KSS-III Batch 1 с поднятыми выдвижными устройствами
Полученная от различных датчиков информация обрабатывается и отображается на восьми идентичных экранах расположенной в центральном посту БИУС Naval Shield ICMS Baseline 2.2 (англ. Integrated Combat Management System) фирмы Hanwha Systems.
БИУС интегрирована с южнокорейской системой Link-K, позволяющей вести обмен информацией между другими ее пользователями в море, в воздухе и на суше.
С 2019 года ведется строительство подводных лодок KSS-III Batch 2. По сравнению с предыдущей серией их длина увеличена на 5,8 м и составляет 89,3 м, надводное водоизмещение возросло до 3600 т, подводное — до 4250 т. Степень локализации намечено довести до 80%.

Сравнение лодок типа KSS-III Batch 1 и KSS-III Batch 2
Существенным изменениям подверглась энергетическая установка. Установлены дизель-генераторы большей мощности с дизелями MTU 12V 4000 U83 мощностью 1500 кВт, взамен свинцово-кислотных применены литий-ионные аккумуляторные батареи типа NMC производства Hanwha Aerospace. Возможно и применение инновационного гребного электродвигателя на высокотемпературных сверхпроводниках.

Дизель MTU 12V 4000 U83
В качестве резервного средства движения и подруливающего устройства в носовой части будет установлена выдвижная винторулевая колонка.
Вместо 6 планируется установить 10 вертикальных ракетных пусковых установок. Интересно отметить, что к оптронным мачтам намечено добавить и традиционный оптический перископ.
Церемония спуска на воду головной лодки типа KSS-III Batch 2

Головная лодка типа KSS-III Batch 2 после спуска на воду

В настоящее время ведутся работы по проектированию лодок типа KSS-III Batch 3.
Нет Комментариев