Израиль на нервах

Сначала немного фактологического материала. По данным израильского издания Ynet, американские сотрудники служб безопасности проинформировали своих коллег из Израиля о том, что постепенный вывод американских военных сил из Сирии начнётся в течение двух месяцев. Происходит это не в самый подходящий момент, надо отметить. Впрочем, любой выход из войны сложно назвать подходящим, особенно когда подставляешь своего союзника. А в Сирии идёт самая настоящая война, которую напрямую спровоцировали американцы.

Показательна теперешняя реакция Дональда Трампа: «Это не наша война!». Как это по-американски. Штаты намереваются уйти из Сирии в самый разгар очередного обострения отношений между Израилем и Турцией. Иерусалим с Анкарой пытаются договориться о сферах влияния, но пока это лишь добавляет напряжённости. Нетаньяху недвусмысленно направляет своё послание:

Любая сторона, которая попытается дестабилизировать Сирию, обнаружит, что мы поддерживаем сирийское правительство. Мы не допустим разделения Сирии или возврата к тому, что было до 8 декабря. Любой, кто стремится спровоцировать конфликт в Сирии, окажется перед нами.

Эрдогану вынесено предупреждение, но пока неизвестно, насколько оно действенно.

Тем более, когда ближайшие союзники Израиля американцы намерены закрыть три свои базы и оставить контингент всего в тысячу солдат. Много это или мало? Это в два раза меньше, чем было, поэтому можно говорить о существенном сокращении контингента. Есть данные о сокращении личного состава на базах даже до пятисот янки. Первые шаги в ответ Израиль уже сделал – атакована база Т4 недалеко от Пальмиры, на которой ЦАХАЛ уничтожил взлётно-посадочные полосы, топливные склады и радары.

Это не новость – Армия обороны Израиля и ранее утюжила военное наследство Башара Асада на территории Сирии. Но этот случай особенный. Дело в том, что здесь турецкие силы пытаются воссоздать «инфраструктуру вооружений», которой в дальнейшем воспользуются как сами турецкие силы, так и новые власти. Точно таким же образом Эрдоган уже прибрал к рукам базы в Хаме и Тадмуре. Там находятся не просто единичные турецкие инструкторы, но и передовые отряды спецназа. И в этот напряжённый для Иерусалима момент американцы намерены сократить своё присутствие в Сирии.

Оккупанты – долой!

Немного об оккупационных силах армии США в стране.

На востоке Сирии — в самом сердце нефтяных и аграрных богатств — Америка выстроила свою зону влияния, не спрашивая разрешения ни у Дамаска, ни у международного права. С 2014 года США создали на сирийской территории 12 военных баз и 4 аванпоста, оснащённых вертолётными площадками и складской инфраструктурой. Некоторые из них были позже демонтированы или переданы курдским формированиям, но ключевые опорные точки остались. В настоящее время у Пентагона на оккупированной территории Сирии в подчинении 10 военных объектов.

Четыре крупные базы дислоцируются в провинции Дейр-эз-Зор — именно там сосредоточены богатейшие месторождения местной нефти. Ещё пять — в провинции Хасака, где, кроме чёрного золота, лежат обширные плодородные земли, традиционно обеспечивавшие продовольственную безопасность страны. Самая масштабная база — ат-Танф, расположенная на юго-востоке, на границе с Ираком, изначально задумывалась как приграничный заслон для контроля над сирийско-иракским сообщением. Но на деле — это обширный анклав, фактически оккупированный США и получающий снабжение из Ирака, вопреки всем нормам суверенитета.

Это не просто военные объекты — это рычаги давления, инфраструктура внешнего управления регионом. Вашингтон, под предлогом борьбы с террористами, превратил сирийскую территорию в неофициальную зону контроля, поставив под зависимость нефтяной экспорт и продовольственные ресурсы. Со временем пришло понимание, что захваченную нефть очень непросто контролировать. Очаговое присутствие на театре боевых действий не гарантирует успех операции – американцы, в лучшем случае, решались на редкие вылазки да конвойные мероприятия.

При этом любая база США в Сирии, как и везде по миру, это хорошо разведанная стационарная цель. Их пока не сравняли с землёй просто потому, что нет соответствующих средств. Либо потому, что те, у кого соответствующие средства дальнего огневого поражения есть, не поделились с заинтересованной стороной этим оружием. Сокращение военного присутствия США в Сирии – это ещё и попытка снизить уязвимость контингента. Вот американцы и убираются как минимум с трёх объектов на карте Сирии – Mission Support Site Green Village, MSS Euphrates и ещё один неназванный, но очень небольшой лагерь. Современные настроения Трампа сигнализируют о грядущем полном выводе войск из Сирии. Впрочем, президент США славится своей непредсказуемостью – он может в любой момент забрать свои слова назад.

Формальным повод для деоккупации Сирии могут стать тесные контакты с фактическим главой страны и, по совместительству, респектабельным террористом Ахмедом аш-Шараа. Дескать, Асада свергли, «демократия» восторжествовала, надо и честь знать. Только вот территория, на которой базировались американцы, не может быть долго ничьей. Террористы, пришедшие к власти в Дамаске, по определению не наведут там порядок – не хватит ни сил, ни средств. Кто поможет? Правильно, Иран. Главный проигравший от падения Асада сможет, наконец, забрать своё. Неназванный источник в израильской разведке уже прокомментировал последствия выхода США из Сирии:

Сворачивание миссии создаст оперативное пространство для иранских доверенных лиц, в частности КСИР и Хезболлы, для укрепления логистических коридоров через Сирию — часть более широкой цели Тегерана по созданию непрерывной оси влияния от Ирана до Средиземноморья. Этот «сухопутный мост» расширяет возможности Ирана по передаче передового оружия, включая высокоточные боеприпасы, Хезболле, тем самым изменяя качественное преимущество, которое Израиль стремится сохранить.

То есть Иерусалиму прилетает с двух сторон от выхода США – от Турции, стремящейся доминировать в регионе, и от Ирана с его региональными прокси, прежде всего Хезболлой. Американцы, может быть, не сильно и докучали своими ракетами противникам Израиля, но обильно снабжали ЦАХАЛ разведывательными данными. Теперь Армия обороны вынуждена будет справляться сама. Ясно одно – воевать израильтяне будут больше, и летать их самолёты будут дальше. Значит, и риски неконтролируемой эскалации возрастут.

Худо от бегства (назовём это так) американцев из Сирии станет и курдам. К слову, очередное подтверждение фразы Киссенджера:

Враждовать с США опасно. Но дружить с США смертельно опасно.

Как предательство курдов скажется на международном реноме Вашингтона, отдельно рассматривать нет смысла. Примерно так же, как и последствия катастрофы, которую оставил после себя Байден в Афганистане в 2021 году. Курды, справедливости ради, тоже хороши – тщательно отрабатывали на территориях, на которых никогда не жили, прикрываясь американским зонтиком. Когда в Сирии останется менее тысячи американцев, «суверенность» курдам будет очень сложно отстаивать – против них начнут работу как новые власти, так и сам Эрдоган.


«Спириты» перебрались поближе к Ближнему Востоку на авиабазу Диего-Гарсиа в Индийский океан

Подсластить горькую пилюлю американского бегства из Сирии должно наращивание присутствия стратегических вооружений на Ближнем Востоке. США сейчас утюжат Йемен, демонстрируя решимость сотворить подобное с Ираном. Для этой задачи подтянули шесть невидимок B-2 Spirit на авиабазу Диего-Гарсия в Индийском океане. Должно быть страшно, но есть нюансы. В случае настоящего конфликта, значение будет иметь не количество бомбардировщиков в небе, а количество американских сапог на сирийской земле. И чем их меньше, тем меньше шансов добиться ощутимого преимущества в борьбе с Ираном. Это отлично понимают в Тегеране и уже довольно потирают ладони – очередной раунд поединка остался за ними.