И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь Чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.
Ивана Абрамовича, героя наваринской осады и одного из основателей Херсона, поэт А.С.Пушкин считал достойнейшим представителей рода Ганнибалов. Действительно, такой славы, как его внучатый племянник, сыну «арапа Петра Великого» достичь не удалось, однако за свою жизнь он совершил множество славных дел. Его участие в Первой Архипелагской экспедиции, запомнившейся потомкам знаменитой Чесменской битвой, было увенчано получением ордена Св.Георгия 3-й степени – наградой почётной и приятной. Тем не менее, главным делом своей жизни Иван Абрамович считал взятие турецкой крепости Наварин, которую турки называли могучей твердыней полуострова Пелопоннес (южная Греция). Этот бастион Османской империи Иван Ганнибал разрушил смелой десантной операцией.
Эскадра адмирала Г.А.Спиридова появилась в Средиземном море в результате русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов. Для действий против турецкого флота требовалась база, хорошо защищённая как с суши, так и с моря. Крепость Наварин, расположенная в удобной бухте и имевшая основательные укрепления, представлялась русским флотоводцам наиболее подходящим вариантом. Дело оставалось за малым – выбить из неё вражеский гарнизон и наладить связи с местными греческими повстанцами, которые радостно приветствовали прибытие русской эскадры.
После военного совещания было решено обстрелять батареи Наварина корабельной артиллерией и высадить небольшой десант. Днём 10 апреля 1770 года три судна («Три Святителя», «Святой Януарий» и «Святой Николай») подошли к берегу и открыли огонь по турецким батареям. Когда враг, отвлечённый летящими ядрами, ослабил бдительность, то на берег отправился небольшой отряд под командованием бригадира Ивана Ганнибала. С собой моряки прихватили осадные орудия, чтобы вести обстрел крепости с близкого расстояния.
По замыслу Ивана Абрамовича, артиллерию разместили на высотах, господствовавших над Наварином. В общей сложности бригадир располагал десятью 24-фунтовыми пушками и двумя мощными «единорогами» (так называли гаубицы). Попытки турок сделать вылазку Ганнибал отбил и поспешил сделать свой лагерь неприступным. После этого он начал устанавливать орудия и налаживать связь с греческими партизанами.
В тот момент, когда турки упустили русский десант и позволили ему укрепиться на берегу, судьба крепости казалась очевидной. Тем не менее, гарнизон Наварина отказался сложить оружие и продолжил сопротивление. Шесть дней бригадир вёл прицельный огонь по турецким укреплениям, вызывая пожары внутри цитадели. Ганнибал, смущённый вражеским сопротивлением, уже готовил осадные лестницы, готовясь к генеральному штурму. К счастью, лить русскую кровь не пришлось – противник, больше не надеясь отбиться, 21 апреля поспешил сообщить о капитуляции.
Взятие крепости стало первой большой победой эскадры Спиридова на Средиземном море. После этого Наварин оставался в наших руках до первого июня 1770 года, когда русские моряки окончательно покинули Грецию. В письмах императрице Спиридов лестно отозвался об участии Ивана Ганнибала в осаде крепости, поэтому бригадир получил достойную награду. В последующем он принял участие во всех главных сражениях Первой Архипелагской экспедиции, не раз проявляя ум и отвагу.
Заглавная иллюстрация. Портрет Ивана Абрамовича Ганнибала кисти художника Д.Г.Левицкого
Нет Комментариев