Коллаж Царьграда
Идея создания макрогосударства витала уже на заре СНГ, но вместо того, чтобы объединить постсоветские страны, горбачёвский проект не сплотил их, а разъединил. Казалось, суровое время похоронило надежды на возрождение былого единства. Однако новый поворот колеса истории привёл к обстоятельствам, в которых старое должно возродиться на новом уровне и, возможно, с новым именем.
Когда стало ясно, что СНГ не справляется с задачей интеграции, был создан Евразийский союз. Но в него были заложены только экономические идеи. А поскольку на одной экономике в объединении стран продвинуться невозможно, эта идея вновь забуксовала. И только в создании российско-белорусского Союзного государства удалось достичь определённых успехов.
В создании российско-белорусского Союзного государства удалось достичь определённых успехов. Фото: Kremlin.ru
Сейчас подошёл момент, когда началась глобальная перестройка всего мира. В этих условиях только великие державы, способные к интеграции, смогут сохранить свой суверенитет. Маленьким же государствам уже приходится выбирать, к каким великим державам им примкнуть. Если же они не сделают этого выбора, им просто грозит печальная судьба быть разорванными под влиянием этих великих держав, которые сейчас становятся главными и единственными субъектами мировой политики.
Это и есть многополярный мир, который, быть может, мы представляли совсем не так. Да, он довольно строгий, у него очень строгие правила, и если ты не обладаешь фундаментальным экономическим, политическим, военным, стратегическим, ресурсным и территориальным суверенитетом, твоя участь печальна. Надо выбирать тот блок, к которому ты примкнёшь. И единственный разумный выход для большинства постсоветских государств — это войти в состав Евразийского макрогосударства.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции стран Центральной и Северной Азии и Восточной Европы. Фото: Alexei Druzhinin / Globallookpress
Об этом сейчас всё больше и больше говорится на самых разных уровнях. Хотя, конечно, многие маленькие государства ещё не расстались с амбициозными иллюзиями построить что-то суверенное, равноудалённое по отношению и к России, и к Западу. Но эти иллюзии постепенно уходят, особенно на фоне нашего постепенного приближения к окончательной Победе на Украине.
Создание макрогосударства, которое должно сложиться на пространстве Советского Союза и Российской Империи, — неизбежный исторический процесс. И это единственный способ сохранить суверенитет для всех участников нового цикла державостроительства. Так можно решить не только судьбу наших «новых» территорий, не только Украины, не только Южной Осетии и Абхазии, но и Грузии, Молдовы, Армении и даже Азербайджана. Всем этим народам найдётся место в макрогосударстве, в контексте которого они не утратят, но только укрепят свой суверенитет.
Конечно, пока ещё трудно сказать, какой будет последовательность в создании этого макрогосударства. Но, думаю, в контексте всё большей интеграции России с Южной Осетией и Абхазией мы обязаны предложить подключиться к этому процессу и Грузии, которая в последнее время становится всё более независимой от глобалистской политики. И это не может не радовать.
При этом сегодня существуют несколько альтернативных парадигм создания этой евразийской макрогосударственности. Существующие сегодня интеграционные институты явно недостаточны, а порой, наоборот, не только не способствуют, а противодействуют этому процессу. Поэтому это может быть довольно сложным геополитическим творчеством. Но самому этому процессу в мире великих держав, который с приходом Трампа уже стал необратимым, альтернативы нет. И это, на мой взгляд, самая естественная логика развития событий на постсоветском пространстве.
Восстановление макрогосударства на нашем постсоветском и постимперском пространстве неизбежно. Фото: Hapkovshan/Globallookpress
В заключение замечу, что сам термин «макрогосударство» принадлежит доктору юридических наук, профессору Аркадию Владимировичу Корневу. На мой взгляд, этот термин идеально подходит к ситуации, в которой мы находимся, и позволяет избежать обращения к термину «Империя», который пока многими воспринимается болезненно. Как и обращение к советской истории. «Макрогосударственность» же — такая же нейтральная идея, как и «евразийская интеграция».
Восстановление макрогосударства на нашем постсоветском и постимперском пространстве неизбежно. Но важно, чтобы оно было мирным, открытым и добросердечным. И чем скорее мы к этому придём, тем будет лучше для всех нас
Нет Комментариев