Госсекретарь США Рубио и спецпредставитель Трампа Уиткофф посетили Париж, где провели переговоры по украинскому вопросу с делегациями Франции, Великобритании, Германии и Украины. Судя по всему, американцы пытались склонить европейцев к своей позиции.

Трамп требует от своих помощников скорейшего достижения перемирия. Но Россию формальное перемирие не устраивает. Российское руководство добивается, чтобы не после, а до прекращения огня были проработаны основные позиции будущего мирного договора. Прежде всего – нейтралитет Украины и статус новых регионов.

Это логично. Если участники конфликта предварительно не достигнут согласия по главным вопросам, перемирие не продержится и нескольких недель.

Американцы, как теперь модно говорить, Россию услышали. И хотят, чтобы услышали и европейцы.

Первый камень преткновения – т.н. «коалиция желающих». Франция и Британия не оставляют надежд сколотить международный экспедиционный корпус для отправки на Украину. Около 30 стран поддерживают проект, но без энтузиазма. Поддержать – поддержим, но солдат не пошлем. Реально ехать умирать за Украину, кроме англичан и французов, готовы только могучие прибалты.

Трамп ранее не делал заявлений ни за, ни против этой затеи. Он лишь давал понять: это ваши европейские дела, делайте что хотите, но Америку не впутывайте и на нашу помощь не рассчитывайте.

Однако просто отмахнуться от проблемы не получается. Россия категорически против присутствия на Украине «миротворцев» из стран НАТО. Поэтому «коалиция желающих», эта любимая игрушка Макрона, стала помехой для планов Трампа. Препятствием на его пути к лаврам спасителя мира. Вероятно, посланцы Трампа в Париже пытались уговорить европейцев отказаться от проекта.

Второй узел противоречий – статус новых регионов. Россия настаивает на их международно-правовом признании частью РФ. Киев и его европейские союзники хотят, чтобы в предполагаемых соглашениях было зафиксировано, что Крым, Донбасс, Запорожская и Херсонская области находятся под «временной российской оккупацией». И Украина вправе добиваться их возвращения «без применения военной силы».

Американцы колеблются между заморозкой по линии фронта (план Келлога) и юридическим признанием территорий российскими (заявления Уиткоффа). Но так как в Париж поехал не Келлог, а Уиткофф, можно предположить, что на переговорах американцы продвигали благоприятный для России вариант.

Комментарий по итогам переговоров дал госсекретарь Рубио. Он не раскрыл конкретику, но в целом дал понять, что сближения американской и европейской позиций пока не произошло. Главный месседж его выступления: если стороны конфликта не способны договориться, США умывают руки. «Мы уже три года, потратив миллиарды долларов, поддерживаем Украину. Но сейчас мы подошли к моменту, когда у нас есть и другие направления, на которых нужно сосредоточиться», сказал Рубио.

Означают ли эти слова, что США, в случае провала переговоров, намерены прекратить военную помощь Украине? Или, наоборот, попытаются надавить на Россию санкциями? Или сделают и то, и другое? Учитывая волюнтаристский стиль Трампа, ни один вариант нельзя исключать. Дать ответы на эти вопросы американская администрация обещает уже в ближайшие дни или недели.

В чем можно быть уверенным: раскол «коллективного Запада» произошел и, скорей всего, этот политический факт является необратимым. И благоприятным для России.

Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya