Власти игнорируют мнение общественности и планируют когда-нибудь запустить заведомо неисправный энергоблок

Начало здесь

22 марта 2025 года на первом энергоблоке французской АЭС «Фламанвиль» сработала пожарная сигнализация из-за «выброса сжатого водяного пара, вызванного утечкой в первом контуре, расположенном в насосе в здании реактора первого блока».

«Хотя эта утечка касается энергоблока № 1 на АЭС «Фламанвиль», находящегося в эксплуатации с 1986 года, а не энергоблока нового поколения EPR «Фламанвиль № 3», этот инцидент пополняет длинную череду неудач, подрывающих репутацию объекта. Действительно, запуск Flamanville 3 EPR планировался на 2012 год, однако окончательное подключение к сети состоялось только в 2024 году, что привело к задержке более чем на 12 лет и астрономическому бюджету, который в настоящее время оценивается в 23,7 млрд евро, что почти в 8 раз превышает первоначальный бюджет, составлявший 3,3 млрд евро в 2007 году.

В то время как основное внимание уделялось техническим трудностям реактора Flamanville 3 EPR, старые реакторы продолжали тихо стареть. Именно на одном из таких реакторов, энергоблоке № 1, введенном в эксплуатацию почти 40 лет назад, только что произошла новая авария. Инцидент, хотя и взятый под контроль, по сути, демонстрирует сложность для EDF эффективного обслуживания существующего ядерного парка при успешном вводе в эксплуатацию новых реакторов EPR»,пишет французский отраслевой портал L’EnerGeek.

В докладе компании Framatom, производителя реакторов EPR «Фламанвиля», направленном генеральному директору EDF Люку Ремонту, указывается на повторяющуюся проблему чрезмерных вибраций, из-за чего реактор EPR не сможет работать на полную мощность, так как причина вибраций неизвестна.

Наиболее опасными были признаны «вибрации первичной насосной группы реактора, которые во время испытаний вдвое превысили допустимый предел, когда температура контура приближалась к 300°C. Эта проблема также была отмечена на финском реакторе Олкилуото-3. Первой в качестве потенциального источника этих вибраций была определена линия расширения компенсатора давления. Поэтому он был соответствующим образом модифицирован путем установки вибропоглощающего устройства, которым также оснащен финский реактор»,пишет аналитический портал Revolution energetique.

Иными словами, причину вибраций не нашли и попытались их демпфировать.

В EDF также отметили «чрезмерные вибрации на коллекторах системы аварийного электроснабжения парогенераторов». Эти вибрации сочли «приемлемыми», так как их вызвала усталость материалов.

Вслух говоря, материалы реактора подвергаются старению даже на этапе ввода в эксплуатацию. И это сочтено приемлемым?

Более тревожный дефект был зафиксирован на одном из французских реакторов EPR на китайской АЭС Тайшань: «В этом случае дефект в баке, конструкция которого является общей для всех EPR, мог бы вызвать аномальные вибрации в топливных сборках. Поскольку эти проблемы были отмечены в 2021 году, EDF смогла внести изменения в конструкцию систем крепления топливных стержней. Эти изменения также были признаны достаточными в 2023 году».

Глава французского Агентства ядерной безопасности (ASN) Оливье Дюбуа на все эти проблемы отреагировал крайне спокойно, объяснив: «Для некоторых из этих вибрационных явлений были внесены изменения, чтобы учесть обратную связь».

Какова эта обратная связь выяснилось совсем недавно.

По данным оператора системы электропередач (RTE), выяснилось, что АЭС «Фламанвиль» потребляет больше энергии, чем производит, причем отрицательный баланс колеблется от -59 до -89 мегаватт. В EDF считают эту ситуацию «нормальной».

Газета Le Canard enchaîné пишет: «EPR выкачивает больше сока, чем производит. С момента подключения к электросети, которое с большой помпой состоялось 21 декабря, электростанция “Фламанвиль” не выработала ни одного дополнительного мегаватта. Напротив, он демонстрирует впечатляющий отрицательный баланс: ни за один день, ни за один час наша национальная слава не производила больше электроэнергии, чем потребляла. По данным Сети передачи электроэнергии, баланс нового реактора находится в отрицательном состоянии и колеблется в зависимости от часа от -3 МВт до -90 МВт.

Эти слабые результаты подорвали победные заявления EDF и Макрона. 21 декабря 2024 года компания объявила, что EPR “произвел свои первые электроны, то есть 100 МВт электроэнергии”. За исключением того, что чистая выработка так и не превысила 3 ​​МВт, да и то лишь на несколько минут».

В ответ в EDF заявили, что проект «все еще находится на этапе запуска», который характеризуется техническими испытаниями и перерывами, необходимыми для настройки реактора.

На самом деле, в реакторах «Фламанвиля» зафиксированы дефекты не только связанные с вибрацией, но и «неисправности на крышке бака [реактора], клапанах основных вторичных контуров, теплообменниках между промежуточными контурами охлаждения и аварийной сырой водой, устранение которых отложено на более или менее отдаленные сроки».

«В этой промышленной трясине EDF продолжает пользоваться услугами ASN, которая всегда ела свою шляпу, жертвуя безопасностью, а также президента Flamanville Бенуа Фиделина, который систематически утаивал информацию»,пишет портал Reseau Sortir du Nucleaire (RSN).

В последние месяцы в адрес французского Агентства ядерной безопасности (ASN) было направлено около тысячи обращений от граждан Пятой республики с требованием остановить ввод в эксплуатацию третьего блока АЭС «Фламанвиль».

Французские власти игнорируют мнение встревоженной общественности и планируют когда-нибудь запустить злосчастный энергоблок.

Но работать на полную мощность он не будет никогда.

Более того, в ходе эксплуатации потребуются замены многих частей реактора.

«Реактор, который будет введен в эксплуатацию и который, возможно, когда-нибудь будет запущен (точная дата пока не сообщается), будет остановлен после одного рабочего цикла, т. е. через 15–18 месяцев, для замены крышки бака. Эти радиоактивные отходы… обращение с которыми подвергнет работников атомной станции воздействию радиации, будут храниться на месте, поскольку в настоящее время не существует процесса их переработки.

В случае запуска EPR два клапана, защищающие основные вторичные контуры от избыточного давления, придется заменить после 4 рабочих циклов (примерно 6 лет). Во время первой десятилетней проверки также следует заменить теплообменники между контурами промежуточного охлаждения и сырой воды. В какой-то момент, как только EDF установит график, который должен быть выполнен до 31 декабря 2026 года, будет введена в действие система, ограничивающая колебания воды в корпусе реактора, которые способствуют повреждению топливных стержней.

И как только ASN и EDF признают, что действительно существует новая проблема с вибрацией в первом контуре , возможно, будут запланированы новые остановки для замены частей реактора», – пишет портал RSN.

Если даже сейчас АЭС «Фламанвиль» потребляет больше сока, чем производит», то убытки от запуска бракованного и требующего замены основных частей реактора предугадать просто невозможно.

14 января 2025 года Счетная палата Франции опубликовала новый отчет по реактору ЕРR «Фламанвиля».

В отчете говорится, что «расчёты приводят к посредственной рентабельности Flamanville 3: крошечной маржи, которую может получить EDF, будет недостаточно для погашения стоимости кредитов». Но даже для этого EPR должен когда-нибудь выйти на полную мощность. Но в EDF больше не убеждены в этом.

Но уже сейчас на этажах генерального директората в Париже затачиваются ножи и начинается охота на виновника. Кто возьмет на себя вину? Одно имя у всех на уме: Ален Морван, директор проекта EPR до октября прошлого года, которого завуалированно обвинили в том, что он слишком много замалчивал, как пишет портал Blast-info.

Можно не сомневаться, что правительство Макрона найдет и обвинит в хронических неисправностях французских атомных реакторов если не этого, то любого другого стрелочника.

Но делу это не поможет. Французскую индустрию мирного атома возродить уже невозможно. Для стран, где используются вибрирующие реакторы Пятой республики, последствия этих вибраций могут оказаться страшней атомной войны.

Владимир ПРОХВАТИЛОВ