О «цифровом аутизме» и «интелфилии»
В издании «Московский комсомолец» вышла статья «Эксперты рассказали, что такое интелфилия и грозит ли миру её эпидемия».
«Между тем, — отмечается в статье, — зависимость от соцсетей, виртуальные друзья и подружки становятся так популярны, что появился новый термин — «интелфилия». Он означает доверительное, а то и пикантное общение с ИИ».
За последние два года число поисковых запросов об ИИ в России увеличилось на 625%. Вопросы: «Можно ли заменить друзей нейросетями?» или «Что делать, если мне нравится чат-бот?» входят в топ по популярности.
О проблеме высказался известный политолог Сергей Александрович Михеев в эфире программы «Железная логика» на радиостанции «ВестиФМ»:
«Я бы не сказал, что китайский опыт очень успешный. Почему? Потому что они вовремя это не отсекли, а стали реагировать, когда это стало приобретать характер массовой эпидемии, «цифрового аутизма», когда человек впадает в невменяемое состояние, адекватно не оценивает окружающую действительность и себя в ней, перестаёт иметь возможность функционировать, действовать, учиться, работать, впадает в зависимость от игр, соцсетей, общения с тем, чего нет и так далее. И тогда китайцы пошли на соответствующие, достаточно жёсткие меры. Те, кто поумнее, должны были сначала: 1. оценить явление; 2. понять, что здесь полезно, а что вредно; 3. заранее упреждающими действиями ограничить вредные воздействия, а потом уже внедрять. Но получается всё наоборот.
Это зависит от рыночного целеполагания: «Давайте внедрять, потому что это есть». Люди, которые всё внедряют, любят встать на такую позицию: «Это же везде! Это неизбежно, как погода, как день и ночь, как приливы и отливы. Мы не можем этому противостоять». Что является ложью. На самом деле всё, что создано человеком, может быть человеком изменено, остановлено, разрушено или, наоборот, поддержано. Китайский опыт есть, но возможен ли он в наших условиях? Нет, потому что другое государственное устройство. Кто будет содержать трудовые профилактории? Как это соотносится с законом? С правами человека? Сначала надо было думать, а потом делать! Есть пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», но это не про тех, кто любит зарабатывать деньги все равно на чём, в том числе на человеческой беде, на том, что поколение может пропасть. Хочется сказать: вы ещё больше рекламируйте ИИ, рассказывайте по всем каналам, как это «здорово»!
Плюс ко всему, проблема одиночества в большом городе, урбанизация больших территорий, где скапливается большое количество людей, где их вроде бы много, а чувствуют себя одинокими. Им легче становится общаться с коробочкой, пусть даже она неживая, чем налаживать отношения с живыми людьми. Это тоже свойство современной массовой культуры. Констатация факта, что это есть, уже неплохо, но надо понять, что делать. Мне кажется, что в рамках современного целеполагания, во многом остающегося чисто рыночным, а также завиральных мечтаний о цифровом будущем, плюс чьи-то выгоды, довольно сложно будет найти реальные выходы.
Как можно вынуть человека из виртуальной зависимости? Только вернуть в реальный мир. Китайцы через трудовые лагеря, но можно это делать мягче. А реальный мир – это спорт, труд, учёба, общение с живыми людьми и так далее».
«Суть не в «железках» — они не добрые и не злые, а такие, какими их сделает и каким содержанием наполнит их человек, — отметил политолог. — Поэтому идеалы, морально-нравственное целеполагание, приоритетные ценности здесь важны, а компьютеры, программы – это просто средства. Они могут быть и добрыми, и злыми. Современная массовая культура, помноженная на безумную жадность и извлечение денег из всего, к сожалению, наполняет их вредным, неполезным смыслом.
Сейчас идет Страстная седмица у православных христиан, и как тут не вспомнить пророчество апостола Иоанна Богослова, называемое «Откровением», о конце света? Там можно найти и таинственные тексты, сложные для понимания, но в том числе и про это, что человек утонет во лжи, что человека соблазнят иллюзиями, картинками того, чего нет, и ему это не даст возможности отличать добро от зла, истину от лжи. Там всё символично, изложено притчами, но пока всё этому соответствует, к сожалению. И если мы претендуем на то, что что-то понимаем в этой жизни и чем-то отличаемся от глобалистского проекта, нам надо, в первую очередь, над этим задуматься. Идёт война с Западом, мы воюем с Украиной, но, по сути, мы продолжаем катиться внутри глобалистского проекта, и все основные тенденции развития общества в его рамках. У нас пропаганда патриотизма очень часто приобретает странный характер: «Почему надо любить Россию? Потому что у нас так же, как и там, но это Россия»».
«Именно с ценностями проблема, — считает Сергей Михеев. — Получается: «Смотрите, у нас Интернет, Wi-Fi лучше, чем у них!» Соревнование снова в ту сторону! Технологии технологиями, но они никогда не заменяют ценности, потому что это лишь средство.
Что касается «цифрового аутизма», то это, действительно, реальная проблема, и мы с ней точно так же столкнемся. Мы любим поднимать нос и говорить по разным проблемам: «У нас-то не так!» Они сейчас с этим столкнулись, а вы столкнётесь в ближайшее время! Это большой вопрос с точки зрения государственной безопасности. Почему? Потому что мир, который они навязывают, абсолютно вненациональный, внесуверенный и отстранённый. До такого человека достучаться будет гораздо сложнее, потому что он там живёт и оторван от действительности. Конечно, им будет легче манипулировать извне».
По поводу ИИ: не разделяют Ваш скептицизм по поводу его применимости. Слушатель нашел для ИИ одно из идеальных мест применения: консультация по юридическим услугам. В реальной жизни можно нанимать юриста за деньги, а можно спросить в чате, и он даст пошаговый алгоритм действий. Сейчас в соцсетях активно раскручивают видео, как Chat GPT (если не ошибаюсь) ввели в ступор, задав длинное математическое уравнение, а потом стали указывать, что ошибка. Чат «вскипел», «заплакал» и выключился. Это по поводу пошаговой, правильной инструкции ИИ для человека.
По его словам, явление «цифрового аутизма» «затрагивает десятки миллионов детей, молодых людей и т.д., они в этом тонут».
Сергей Михеев отметил, что «можно и ИИ найти положительное применение, если наполнить нужным содержанием! Меня интересует то, во что будут верить и чем будут жить наши дети».
«В этом смысле многие подмечают, что писатели-фантасты нам обещали, что роботы и компьютер освободят человека от физического труда и дадут ему заниматься творчеством, а сейчас мы, наоборот, видим, что ИИ, в первую очередь, вытесняет людей из сферы творчества, из гуманитарных сфер, а дворники как махали метлами на улице, так и машут, — заметил политолог. — Где же ваши роботы и ИИ? Насчёт того, что «всего лишь» лишат людей работы».
Билл Гейтс говорил, что «с приходом ИИ люди станут бесполезными для большинства рабочих мест».
«Хочется сказать Биллу Гейтсу: «Тогда готовьтесь к революции». Такое впечатление, что «романтики цифрового будущего» рассуждают, что «будет так, как мы хотим, а что станет с вами, нам наплевать». Рано или поздно все те люди, на которых вам наплевать, скажут: «Нас не волнует, что вы хотите».
«Огромное количество людей лишатся работы» — и вы думаете, что все они будут довольны и покорны? Тогда нужно готовиться к большому росту социальной напряженности, а этот вопрос западная цивилизация решает через снижение рождаемости. Ещё раз повторю: мы пока не вышли из их глобалистского проекта. Зачем надо поощрять нетрадиционную сексуальную ориентацию? Зачем надо поддерживать ситуацию, при которой делаются миллионы абортов? Потому что в планах глобальной элиты — глобальное сокращение населения и замена людей этими новыми штучками, и их на этом покупают. А то, что вам откровенно говорят, что огромное количество людей будут теперь ненужными, каждый думает: «Это не про меня и не про моих детей». Нет, это именно про вас, про ваших детей и про детей ваших детей!» — подчеркнул политолог.
«Что касается государственных структур, то им надо понять, что техноромантики будут вести дело к росту серьезной социальной напряженности и справляться с этим должно государство. А оно во многих странах мира делает вид, что «это всё ерунда». Все обложились компьютерами и гаджетами, а простейших тенденций просчитать не могут! Почему? Потому что погружены в сиюминутные дела, заботы, и очень часто, когда касается прибыли и доходов, не желают ничего видеть. Хотите быть умнее — прогнозируйте ситуацию на годы вперед», — призвал Сергей Михеев.
Нет Комментариев