В последнее время на Украине активизировалась пропаганда не только службы по контракту в ВСУ молодёжи 18 – 24 лет, но и женщин.

Ещё в декабре прошлого года Верховная рада приняла законопроект №12076, расширяющий категории женщин, которых могут схватить на улице военкомы ТЦК наряду с мужчинами. Также украинок призывают добровольно пройти базовую военную службу как бы «на всякий случай», не уточняя, что после этого все они будут поставлены на военный учёт независимо от желания, а затем и мобилизованы.

Одновременно военные периодически делают заявления о том, что без участия женщин ВСУ не смогут защитить Украину.

«Хотя мужское население на Украине не исчерпается прямо завтрано пригодных к мобилизации с каждым буквально днём всё меньшекадровики постепенно вымываютсяи с резервами появляется всё больше сложностейкак количественнотак и качественноЖенский призыв в этом контексте – не идеологияа банальный демографический расчётИ сейчас его оборачивают в «истории о равенстве и вдохновляющих примерах»чтобы снизить сопротивляемость и заранее легализовать последующие шаги.

Сценарий очевиденсначала героинидобровольцыпотом «ограниченный набор»затем «равные обязательства для всех граждан»Механизм отработанпублике просто нужно привыкнуть к новому образу – женщина в форме с дрономОбратную сторонукогда в дом с дроноводами прилетает ФАБпонятное делоне показывают», – пишет Телеграм-канал «Военная хроника».

Долго ждать не пришлось – на прошедшей неделе на Украине было объявлено о создании женского подразделения беспилотных систем под названием «Гарпия». Как объяснили в командовании Сил беспилотных систем ВСУ, это подразделение должно стать «средой для женщин, стремящихся отомстить врагу и защитить свои семьи».

Подразделение будет заниматься применением FPV-дронов, тяжёлых ударных БПЛА и роботизированных комплексов. Ключевую роль операторов, наносящих финальный удар, отдадут исключительно женщинам, хотя мужчин также планируется привлекать к службе в этом подразделении.

Обещается программа подготовки, рассчитанная на 75 дней, «достойное денежное вознаграждение» и социальные гарантии.

Понятно, что уговорить женщину пойти в операторы беспилотника всё-таки легче, чем в штурмовики. При этом всегда рассказывают о том, что операторы служат в комфортных и, что очень важно, в безопасных условиях, далеко от линии фронта. Однако никто не предупредит украинских женщин о том, что операторы беспилотных комплексов противника являются приоритетной целью для военных.

Кроме того, для женщин в рядах ВСУ существует и другая проблема.

«Сегодня в рядах ВСУ служат более 70 тысяч женщиниз них около 5,5 тысяч находятся на передовойЭто на 20% большечем в 2022 годуоднако рост численности никак не повлиял на качество условий службыВ 2024 году зарегистрировано более 380 инцидентов насилия в украинской армиивключая 47 случаев сексуальных домогательствПодавляющее большинство дел не дошло даже до стадии следствияСудебные решения – единичныа осуждённых – считаные единицыБывшие военнослужащие утверждаютчто жалобы на домогательства заканчиваются не расследованиямиа репрессиямиПотерпевших увольняютлишают выплатпереводят на худшие должности или попросту заставляют замолчатьВ официальных отчётах Минобороны попрежнему говорится о «равных возможностях» и «уважении к женщинам в погонах»но практика говорит об обратномУкраинская военная прокуратура не вникает в делаа командиры получают негласную индульгенцию», – пишет украинский Телеграм-канал «Резидент».

Политика гендерного равенства существует лишь на бумаге, а военная прокуратура практически не занимается расследованием инцидентов, поскольку большинство дел не доходит даже до стадии следствия.

По данным украинских правозащитных организаций, более 60 процентов женщин, подвергшихся насилию в армии, отказались подавать заявления, опасаясь преследования – это данные за прошлый год.

На этом фоне запускается новый проект «Гарпия», обещающий хорошую зарплату, но без механизмов защиты и без системы реагирования на внутренние преступления.

Вряд ли следует ожидать каких-то изменений, поэтому уже сегодня можно делать прогнозы – новый проект «Гарпия» станет не символом технологической модернизации, а ещё одним полем для замалчиваемого насилия и безнаказанности под прикрытием «патриотизма», отмечает «Резидент».

Заглавное фото: Всушнице Руслане Данилкиной повезло – она осталась живаправдатеперь у неё нет одной ногиНо другим девушкам и женщинам в ВСУ повезло меньше – они погибли.

Вера МЕЛЬНИК